Эксплуатация пожарных мотопомп

Опыт борьбы со страшной в своей непредсказуемости стихией пожара давно научил специалистов одному простому правилу — вовремя предпринятые меры по локализации пожара позволяют избежать беды с минимальными потерями на раннем этапе возгорания. Поэтому в советские времена мотопомпа пожарная была обязательным агрегатом в составе спасательного инвентаря на большинстве предприятий.

Кроме того, с помощью универсального мотора, подключенного к нему центробежного насоса для перекачки воды и пары напорных рукавов выполнялось большое количество вспомогательных работ по откачке воды из затопленных помещений, осушения канав и котлованов, полив и водоотведение при наводнении. Мотопомпа для тушения пожара на прицепе или в переносном варианте могла израсходовать свой моторесурс, так ни разу и не поучаствовав в борьбе с огнем.

Что собой представляет мотопомпа для тушения пожара на малых площадях

Пожарный агрегат в любом варианте, от самого простого переносного до тяжелого, размещенного на прицепном устройстве или в грузовом отделении автомобиля, состоит из следующих частей:

  • Основой конструкции мотопомпы был двухтактный или четырехтактный бензиновый двигатель, очень редко дизельный агрегат;
  • Вторым основным компонентом был центробежный насос с компенсирующей муфтой и специально спрофилированным рабочим колесом;
  • Рама или несущий каркас на прицепе или в багажном отделении машины;
  • Агрегат оснащался комплектом навесного оборудования, в который входили пожарные рукава мотопомп, пара всасывающих патрубков, тройники, гидранты и емкость для бензина и воды.
Важно! Конструкция пожарной мотопомпы всегда задумывалась, как легкий и мобильный агрегат, который можно доставить к месту использования на руках или на одноосном полуприцепе, транспортируемом легковым автомобилем или трактором.

В этом случае специально обученный персонал и пожарные автомобили для мотопомпы не требовались, достаточно было освоить предстартовую подготовку и запуск агрегата, схему разворачивания пожарных рукавов и всасывающих патрубков.

В этом, собственно, и заключалась основная ценность мотопомпы. Поэтому малогабаритные образцы практически всегда комплектовались легкими бензиновыми двигателями. Дизельные агрегаты, как более тяжелые, дорогие и капризные в обслуживании, постепенно были вытеснены легкими и простыми в ремонте и обслуживании бензиновыми агрегатами. Чаще всего это известные варианты УД-2, УД 12, моторы от автомобиля Волга-2410. Тем более что запуск бензинового агрегата был возможен практически при любой температуре воздуха, тогда как дизельный агрегат требовал на морозе предварительного прогрева пусковым устройством.

Конструктивный ряд пожарных мотопомп разделен разработчиками на две большие группы. В первую группу входят малоразмерные варианты мотопомп, развивающие относительно небольшое давление воды на выходе из насоса, до 2 МПа или 20 технических атмосфер. Их относят к категории пожарных насосов нормального давления.

Вторая группа и категория включает в себя высоконапорные устройства, способные развивать давление воды на выходном патрубке центробежного насоса свыше 20 атмосфер. Как правило, мотопомпа высоконапорная пожарная из-за большого веса монтируется на одноосном лафете и требует для работы усиленных пожарных рукавов и соединительных муфт.

Устройство и эксплуатация пожарных мотопомп «МП 1600 а»

Долгое время агрегат «МП 1600 а» оставался основным устройством для тушения пожаров на предприятиях в сельской местности, в небольших поселках, складах, где невозможно было держать пожарный расчет или машину, а для мгновенной реакции на возгорание достаточно было пожарной мотопомпы и легкового автомобиля.

Описание конструкции «Мотопомпы Пожарной 1600 а»

Агрегат представляет собой моторно-насосную установку промышленного изготовления. В качестве двигателя в конструкции пожарной мотопомпы используется серийный двигатель ЗМЗ-4021.10, развивающий на рабочих оборотах мощность в 90 л.с. Этого достаточно, чтобы обеспечить расход воды в 48000 литров в час с напором до 100 м. Это показатель для забора воды всасывающим патрубком с максимально допустимой глубины в 7 м. Если отбор воды происходит с нулевой глубины, показатель расхода может увеличиваться на 30-40%.

К достоинствам пожарной мотопомпы «МП 1600 а» можно отнести:

  1. Удачная компоновка и балансировка агрегата на одноосном прицепе. При ширине 1750 мм и весе в 780 кг поднять сцепку мотопомпы и прицепить к фаркопу автомобиля, установить в рабочее положение и запустить агрегат может всего один обученный человек. Небольшие габариты позволяют подогнать и установить агрегат на площадке шириной всего в 2х3 м;
  2. Низкий центр тяжести позволяет буксировать прицеп с пожарной мотопомпой даже по плохим грунтовым дорогам, пересеченной местности с большим количеством ям или кустарника;
  3. Использование в качестве базового привода насоса пожарной мотопомпы двигателя от ГАЗ-24 позволяет легко ремонтировать и обслуживать пожарный агрегат без привлечения специализированных мастерских.
Важно! Пожарная мотопомпа оснащена специальным приборным щитком, позволяющим контролировать работу основных узлов, что повышает комфортность ее использования.

Как видно из фото, насос и моторный агрегат пожарной мотопомпы закрываются специальной съемной облицовкой, позволяющей эксплуатировать устройство даже в условиях ливня или сильного снегопада.

Кроме того, в комплект навесного оборудования к мотопомпе входят два пожарных рукава, диаметром 66 мм и 51 мм, дающих в раскатанном виде общую длину в 120 м. Рукава подключаются к алюминиевому тройнику разветвителю, который позволяет работать пожарными стволами одновременно в двух направлениях. Для закачки воды насосом к всасывающему патрубку мотопомпы подключается гибкий патрубок-рукав диаметром 100 мм и длиной 8 м, что позволяет брать воду из самых труднодоступных мест.

Обслуживание и эксплуатация пожарной мотопомпы

Перед запуском пожарного агрегата мотопомпы выбирается ровное место с желательно твердым или насыпным покрытием, не размокающим при попадании воды. Мотопомпа отцепляется от буксира и устанавливается на откидной подножке, как на фото. Под колеса агрегата обязательно укладываются опорные башмаки, препятствующие самопроизвольному движению прицепа.

Перед запуском бак пожарной мотопомпы, емкостью в 9 л, заправляется топливом А-92. Далее бензин прокачивается ручным насосом двигателя до момента заполнения топливной системы мотора, проверяется уровень масла и состояние подключения клемм на стартерном аккумуляторе. После подключения всасывающих и напорных рукавов двигатель мотопомпы запускается с нажатием кнопки пуск на панели управления.

К достоинствам пожарной мотопомпы стоит отнести наличие автомата создания вакуума на входе в центробежный насос. Благодаря этому пожарная мотопомпа выходит на рабочий режим уже через 35-40 секунд работы мотора, при отборе воды с максимальной глубины. Это значительно упрощает эксплуатацию мотопомпы, так как без вакуумного автомата пришлось бы вручную заполнять всасывающий патрубок, как это делается на старых малоразмерных пожарных мотоагрегатах. Для этого потребовалось бы залить не менее 60 литров воды.

Вакуумный прибор работает по газоструйной схеме от энергии выхлопных газов. На приборной панели можно наблюдать уровень разрежения воздуха во всасывающем тракте центробежного насоса. При правильной сборке и установке всасывающего рукава разрежение будет усиливаться, далее последует автоматическое открытие вентиля и плавное заполнение улитки и рабочей полости насоса. Если по техническим причинам произойдет разгерметизация всасывающего патрубка и срыв входной струи, автомат остановит двигатель мотопомпы.

В процессе работы пожарной мотопомпы необходимо:

  • Контролировать температуру двигателя по показаниям стрелочного индикатора на приборной панели, при необходимости открыть или прикрыть жалюзи на радиаторе;
  • Периодически проверять индикацию давления масла в моторном агрегате, его значение должно находиться в пределах 3-3,5Ат;
  • Выполнять смазку уплотнительных сальников вала и подшипников центробежного насоса с помощью поворота колпачков масленок на пару оборотов;
  • Следить за положением сетки на срезе всасывающего патрубка, погруженного в емкость или резервуар с водой. Если необходимо, отрегулировать глубину погружения так, чтобы в процессе работы мотопомпы сетка не оказалась выше зеркала воды.

Расход бензина пожарной мотопомпой зависит от нагрузки на агрегат. При работе на полную мощность расход может достигать 12-15 л в час, при обычном выкачивании воды из подвала потребление топлива, как правило, падает до 9-10 литров.

Каждые 50 часов работы пожарной мотопомпы необходимо выполнять работы по замене масла, топливного и воздушного фильтров. Обязательно чистят свечи и проверяют состояние всех соединений на двигателе. При наличии следов подтекания масла или топлива течь ревизируют и устраняют. Аккумуляторную батарею заряжают раз в три месяца. Необходимо хотя бы один раз в месяц выполнять профилактический запуск на несколько минут для разгона смазки по системам двигателя.

Заключение

Универсальный характер и надежность пожарной мотопомпы стали причиной высокой популярности мотопомпы, зачастую с помощью таких устройств выполняют не только аварийно-спасательные операции и тушение пожаров, во многих случаях агрегат используют для полива огородов и дренажных работ на загородных участках, где нет возможности применить электронасосы.

Обсудить статью на форуме
Рекомендуем
Добавить комментарий, отзыв

Adblock
detector