Металлический трос-лебедка
Содержание
Некоторые вещи стали настолько обыденными, что часто мы не замечаем их. Например, трос металлический в оплетке часто применяется для бельевых веревок. Он отлично выдерживает большой вес и готов прослужить длительный срок. Какие еще есть разновидности тросов и где они применяются? Именно об этом речь пойдет в статье.
Требования к тросам
Металлический трос является незаменимым элементом при выполнении погрузочных работ. Кроме того, автомобилисты очень хорошо знают, насколько важным инструментом он может стать, если автомобиль вышел из строя и требует буксировки. Его преимуществом является не только прочность, но и гибкость. Никакая другая металлическая конструкция не способна похвастаться такими же характеристиками. Тросы различных диаметров можно увидеть на подъемных кранах. Они обеспечивают бесперебойную работу лифтов и других подъемных устройств. В продаже можно найти обилие предложений в отношении тросов, но ввиду того, какая на них возлагается функция, приходится очень внимательно подходить к выбору.
Для этого понадобится знание разновидностей тросов и для чего конкретно они используются. Изготовление металлических тросов регламентировано государственным стандартом под номером 2688/80. Стандарты предъявляются не только к стальным канатам, но и к компонентам, которые к ним применяются. Это могут быть различные крюки и петли. До того как запустить их в продажу, должен быть получен сертификат соответствия, который будет залогом выполнения возложенных функций. При выборе троса стоит обращать внимание на четыре основных аспекта:
- прочность;
- выдерживаемый вес;
- гибкость;
- коэффициент натяжения.
Для большей устойчивости погодным условиям или воздействию других веществ, тросы могут покрываться антикоррозионными составами или полимерами. В некоторых конструкциях также учитывается вес самого троса, что может быть критическим фактором при выборе.
Различие конструкций
Технические условия подразумевают различное оборудование при изготовлении тросов, но есть основные правила, которых придерживаются все производители. Трос по своей структуре не является одной сплошной нитью. Для его сборки применяется определенное количество стальных жил, которые переплетаются между собой. В конструкции присутствует сердечник, вокруг которого осуществляется намотка. Сердечником необязательно может выступать металл. В некоторых решениях он не несет основной нагрузки, но обеспечивает форму конечного изделия. Кроме того, его функцией является сохранение округлости при механическом воздействии. Сердечник, как и остальные элементы покрывается антикоррозионным составом, который основан на цинке или алюминии.
Кроме металлических сердечников, для тросов может быть использован трос из хлопка, пленка, манила или сизаль. Органические материалы имеют свойство разрушаться под воздействием бактерий и гнилостных процессов. Именно поэтому для прочности требуется их обработка специальными составами. В качестве них выступают различные смазки, которые также снижают трение компонентов, что уменьшает внутреннее напряжение. Было бы неправильно не упомянуть о возможности применения в качестве сердечника различных синтетических нитей. Чаще всего их изготавливают из полиамида, который имеет отличные прочностные характеристики. Часть из полиамидных нитей укладывается как разделитель между металлическими компонентами троса, что исключает трение и продлевает срок службы. Преимуществом таких решений является снижение веса конструкции.
Все стальные канаты классифицируются по уровню гибкости:
- жесткие;
- средней гибкости;
- повышенной гибкости.
Основным критерием, по которому выполняется такое разграничение является количество и материал сердечника. В первом варианте сердечником является 42 проволоки и дополнительные органические составляющие. Для средней гибкости количество проволок в сердечнике увеличено до 72, а в гибких и вовсе достигает 144 штук, которые разделены на 6 отдельных прядей.
О чем говорит маркировка
Кроме тех факторов в отношении выбора, о которых говорилось выше, необходимо учитывать также конструкцию самого каната, которая может влиять на выдерживаемые им нагрузки. Самой простой конструкцией стального каната является одинарная свивка. Она представляет собой сердечник, вокруг которого свита проволока. Такие варианты могут применяться для буксировки, но чаще всего являются составными сложных конструкций. Например, для двойных. В них также есть сердечник, но вокруг него уже накручено две пряди, при этом должно соблюдаться определенное их чередование. Одинарные пряди применяются для создания стальных канатов, которые имеют в своей конструкции несколько слоев. Такой механизм дает возможность не только повысить прочность, но и исключить деформацию и скручивание элемента под нагрузками.
Тросы двойной свивки также лежат в основе изделий тройной свивки. Первые еще называют стренгами. Они могут отличаться некоторыми особенностями от обычных канатов двойной свивки, что дает возможность придать им требуемую форму. При изготовлении тросов используется понятие линейного касания, оно обозначается сокращением ЛК. Используется оно в сложных конструкциях, которые могут иметь несколько прядей с различным шагом свивки вокруг сердечника. Если ЛК равен нулю, то подразумевается, что все пряди имеют одинаковую длину и одинаковую площадь соприкосновения с сердечником, что отражается в равномерном рисунке.
Неравномерными в конструкции могут быть не только пряди, но и проволока в самих прядях. Если она будет различного диаметра, тогда на продукте будет обозначение ЛК/Р. В стальных канатах, в которых есть несколько прядей, одни из которых выполнены из проволоки одного диаметра, а другие из смешанных диаметров, тогда делается пометка в виде сокращения ЛК-РО. Каждый из тросов, где применяются эти пряди обладают определенными характеристиками, поэтом одни лучше подходят для буксировки, а другие для такелажных работ.
Для статических нагрузок чаще всего применяют стальные канаты, которые выполнены по технологии точечного касания. Они имеют в своей конструкции пряди, которые могут быть выполнены не только из проволоки различного диаметра, но и различного шага намотки. При этом различные пряди также перекрещиваются между собой. Причиной применения только для статических нагрузок является сильное трение отдельных компонентов при изменяющейся нагрузке. Это со временем выведет изделие из строя. Подвидом стальных канатов являются комбинированные, где используется технология линейного и точечного касания.
Область применения
Одной из лидирующих областей, где применяются стальные канаты являются лебедки. Они могут быть ручными или автоматическими. Подвид автоматических лебедок монтируется непосредственно на внедорожники, чтобы была возможность выбраться из сложных дорожных условий. Для таких целей может использоваться канат с диаметром от 6 до 8 мм и более. Все будет зависеть от веса конкретного транспортного средства и груза, который закреплен сзади. В ручных лебедках, которые применяются для осуществления ремонтных и монтажных работ также можно встретить основу с диаметром в 4, 6 и 8 мм. Если требуется большая грузоподъемность, тогда применяется стальной канат с диаметром в 10 мм.
В домашнем хозяйстве часто применяются тросы в пластиковой оплетке с диаметром в 3 мм. Они могут служить бельевыми веревками или удерживать тенты над строениями или собранным урожаем. Допустимая нагрузка на тросы измеряется в килоньютонах, и она зависит от толщины изделия. Например, стальной канат с толщиной в 4 мм выдержит 1,88 кН. Одни кН равен 100 кг, поэтому при умножении получается вес в 188 кг. Трос с толщиной в 6 мм выдерживает 4,24 кН постоянной нагрузи, что в пересчете на килограммы составляет 424 кг. Для троса с толщиной в 8 мм постоянная нагрузка составляет 7,52 кН или 752 кг.
Кроме постоянной нагрузки, есть и разрушительная, которая неизменно приведет трос в негодность. Для диаметра в 4 мм она составляет 941 кг, для 6 мм – 2120 кг, для 8 мм – 3760 кг. Судя из этих цифр, становится понятным, что при одноразовой нагрузке трос может выдерживать значительно больший вес, чем это указано для номинальных значений. Советы по выбору троса для лебедки можно посмотреть в видео.
Заключение
Как видно, выбор типа и толщины троса должен сопровождаться скрупулезным анализом выдерживаемой нагрузки, а также области его использования. Некоторые производители предлагают металлополимерную продукцию. Она отлично переносит даже самые агрессивные среды и может легко использоваться в морской промышленности.