Устройство пандуса для инвалидов: СНиП, параметры
Содержание
В обустройстве городской инфраструктуры потребности инвалидов всегда были больной темой. Потребности инвалидов, или как модно стало именовать, часть общества с ограниченными возможностями, – маломобильной группы населения, только сейчас начинают по-настоящему учитывать при определении параметров общественных зданий, пешеходных зон и транспорта.
В ходе подготовительных работ к Олимпиаде и Параолимпийским играм в Сочи 2014 года в 2011 году Министерство регионального развития решило пересмотреть старый СНиП 35-01-200, регламентирующий нормы устройства с целью обеспечить возможность инвалидов нормально перемещаться в любой части общественных зон городской инфраструктуры.
Пандус в трактовке нормативных положений СП 59.13330.2012
Основная часть проблемы заключалась в модификации устройства ступенчатых лестниц таким образом, чтобы стандартные выход зданий, пешеходные переходы, тротуары и сервисные площадки общественного транспорта стали доступными для перемещения на коляске или с любыми другими вспомогательными устройствами. Новый СНиП добавил дополнительных забот и работ хозяевам всех общественных заведений, теперь пандус для инвалидов стал рассматриваться обязательным устройством входа любого магазина или гостиницы.
Устройство пандуса для коляски инвалида всегда состоит минимум из трех основных элементов:
- Пологого бесступенчатого марша, установленного параллельно лестничному пролету на входе в здание;
- Вспомогательной системы поручней и ограждений;
- Информационной разметки и предупредительных знаков, дающих возможность лицам с плохим зрением ориентироваться в пространстве пандуса.
.
Пандус в 8 случаях из 10 делают стационарным, с отдельным сектором движения для инвалидов. Во-первых, это гарантирует прочность и надежность устройства, обеспечивающего нормальное пользование лестницей инвалидами. Во-вторых, безопасность движения по стационарному маршу на порядок выше разборного или съемного устройства. Только в случае, когда размеры площадки крыльца не позволяют установить стационарное устройство, применяют съемный или откидной вариант пандуса.
Основные требования к устройству пролетов
СНиПом определено, что основной задачей его строительства является обеспечение комфортного пользования инвалидом входом в здание и безопасной эвакуации. Причем использование дополнительных дорожек должно быть простым и не требовать от инвалида дополнительных навыков или знаний.
Характеристики и расчет параметров, угол наклона
Прежде всего, СНиП ограничивает высоту подъема с помощью маршевых пролетов. Если вход в здание находится на высоте более чем трех метров над исходной площадкой, в устройстве входа должны применяться специальные лифтовые варианты подъемников.
Нормами СНиП принято, что сопротивление подъему должно быть таковым, чтобы инвалид в коляске мог самостоятельно подняться по пандусу к входной двери в здание. Для этого наклон пролета максимально допустимой длины в 9 м должен составлять не более пяти процентов. В конце каждого пролета или места изменения направления подъема обустраивается ровная площадка, позволяющая инвалиду совершить остановку без применения специальных блокирующих устройств или тормозов.
В случае если вход находится на высоте не более полуметра над уровнем стартовой площадки, и длина марша не более 6 м, соотношение наклона можно поднять до 1/12 или даже 1/10. Последний показатель касается временных конструкций, а также при высоте площадки входа над тротуаром не более 20 см. Считается, что при длине марша менее 3-х метров и подъеме 0,2 м инвалиду вполне по силам одолеть подъем, если, конечно, он имеет постоянную практику пользования коляской или аналогичным устройством без дополнительной помощи или отдыха.
Норма подъема в 5 см высоты на каждый метр пройденного пути означает, что на человека массой в 100 кг действует сила сопротивления в 50Н. Примерно такое же усилие необходимо приложить для того, чтобы открыть входную дверь. Суммарное разгибающее усилие рук у взрослого человека, даже инвалида, составляет не менее 100Н, или 10 кг. Это минимум, гарантирующий возможность самостоятельного управления инвалидной коляской.
Существующие в Европе нормы уклона в подобных устройствах 1,5% ориентированы на лиц, находящихся под опекой в медицинских учреждениях и не способных самостоятельно перемещаться на улице.
Среднее время преодоления инвалидом марша длиной в 9 метров составляет не более 4мин.
Кроме ограничения курсового наклона в 5%, СНиП вводит ограничение бокового или поперечного наклона поверхности устройства не более 2%. Даже такая незначительная величина приведет к отклонению от курса движения минимум на 15 см на каждые 10 м пролета. Это значит, что длинные пролеты пандуса должны особо тщательно контролироваться по параметру поперечного уклона.
Требования к обустройству маршевых склонов
В требованиях СНиП есть четкие указания на устройство и размеры пролетов. Общая суммарная протяженность маршей не должна превысить 36м. На самом деле это очень много для входной группы здания.
Например, если взглянуть на чертеж, становится ясно, что при максимальном 10% наклоне, на каждый метр высоты инвалиду необходимо преодолеть десять метров подъема, соответственно, при норме в 5% потребуется не менее двадцати метров длины пролета. При этом высота одного пролета ограничена величиной в 80 см. При среднестатистической высоте крыльца в 1,2 м потребуется три марша по 7 метров и две площадки размером длиной 130-150 см и шириной в размер марша. В этом случае размеры устройства пандуса вдвое превысят размеры лестницы крыльца. Объем работ по обустройству пандуса будет больше, чем стоимость постройки отдельного входа.
Подобный вариант устройства пандуса, скорее всего, не подойдет для входа в офис или общественное заведение, расположенные на оживленной улице со стандартным 3-х метровым тротуаром. Небольшая территория крыльца не позволит выполнить необходимый объем работ по устройству полноразмерных пролетов. В этом случае вход в здание приходится делать с боковой стороны с обязательной разметкой и указателями для инвалидов на возможность воспользоваться альтернативным входом. Такие варианты устройства входа для инвалидов не противоречат нормативным документам.
СНиП прямо указывает на необходимость обеспечить устройство пандуса:
- Прочным ограждением и перилами, обеспечивающими безопасное перемещение без риска сваливания с пролета при непредвиденных обстоятельствах;
- Начальной и оконечной площадками, размером не менее 150х150см;
- Специальным покрытием, предупреждающим проскальзывание колес или подошв обуви сопровождающего;
- Разметкой на площадках, позволяющей достаточно свободно ориентироваться в направлении движения по пандусу;
- Навесом, закрывающим пролеты от снега и дождя.
Все площадки пандуса должны иметь твердое покрытие и систему водоотвода, позволяющую максимально эффективно предупреждать возникновение грязевых, ледяных и снежных наносов на поверхности маршей. Большинство работ, связанных с обслуживанием пролетов, направлено на очистку системы противоскольжения от загрязнений.
Ширина пролета, согласно СНиП, может быть от 90 до 100 см, при соблюдении правил обустройства поручней бокового ограждения.
Требования к ограждению и перилам
Норма безопасности СНиП требует наличия ограждения на устройстве в виде двух рядов поручней на высоте 70 и 90 см. Для детских учреждений обязательно наличие поручней на высоте 50 см. Такое положение поручней позволяет без риска опрокидывания перемещаться вверх или вниз, используя перехваты рук как непосредственно инвалиду-колясочнику, так и лицу, сопровождающему его. Кроме того, такое расположение позволяет инвалиду самостоятельно корректировать направление движения коляски.
Пандус обязательно оборудуется дополнительным ограничительным ограждением, если ширина лестницы составляет четыре и более метров. Жесткость и прочность устройства поручней должна быть достаточной для обеспечения вертикальной и горизонтальной нагрузки в 500Н.
В рекомендациях свода правил определено устройство поручней пандуса. Сечение поручня, желательно круглое, должно обеспечивать удобный, полный хват кистью руки. В верхней части ограждение может быть меньше по ширине, чем в основании или в срединной части. Главное – необходимо правильно рассчитать ширину по средней высоте, чтобы обеспечить удобство работы руками для инвалида в коляске при движении по пролету.
В большинстве описанных конструкций пандуса рекомендуется устанавливать дополнительные вертикальные стойки. Они улучшают поперечную жесткость устройства и создают дополнительные удобства инвалидам при поворотах на угловых или промежуточных площадках.
Особенности обустройства и эксплуатации
Зачастую практичность устройства пандуса мало интересует владельцев здания. При проведении работ проектирования и «привязки» устройства к реальному крыльцу чаще всего допускают следующие недоработки:
- Угол наклона пролета заведомо велик для нормального самостоятельного пользования инвалидом устройством пандуса;
- Размеры верхней площадки необходимо рассчитать на нахождение на крыльце одновременно инвалидной коляски и обычных посетителей;
- Самым критичным местом, из-за которого инвалиду сложно воспользоваться пандусом, является устройство площадки, с которой начинается подъем по пролету. Высота и устройство бордюра перед въездом на пандус превышает возможности инвалида самостоятельно начать движение по маршу.
Информация и разметка перемещения
Большинство построенных пандусов в городских офисах имеют прекрасную механическую конструкцию, красивое оформление и дизайн, но при этом они очень ограничены в информационном обеспечении, и практически всегда отсутствует разметка на тротуаре и въездной площадке. Даже здоровый человек не всегда правильно сообразит траекторию и маршрут перемещения по конструкции из бетона или стали, а инвалиду намного сложнее.
Кроме основных размерных и конструкционных требований, в СНиПе практически нет ни слова о контроле над движением человека в инвалидной коляске по маршу пандуса. Если в процессе движения коляска застряла, опрокинулась, случился приступ, или произошла любая другая экстренная ситуация, оказать инвалиду помощь могут только случайные люди, оказавшиеся поблизости. Мировые стандарты оснащения пандусов требуют как минимум наличия камер наблюдения, охватывающих все устройство пандуса. И делают их хозяева, в большей части, не ради заботы, а прежде всего, из-за необходимости иметь документальное подтверждение своей непричастности к любым ситуациям, связанным с получением инвалидами травм при пользовании устройством пандуса.
Заключение
Хорошим способом избавить себя от проблем со стороны контролирующих органов и разного рода организаций, в чьи обязанности входит работа по развитию и строительству специальных условий для инвалидов, является проведение сертификации конструкции пандуса. Даже простое общение с представителем органов сертификации позволит вам узнать много полезного, что поможет в выполнении подобных устройств для инвалидов.