Уклон пандуса для инвалидов
Содержание
Организация безопасных и комфортных условий для передвижения инвалидов – признак цивилизованного общества. Одним из таких приспособлений является пандус. Какими нормативными актами регламентируется порядок обустройства пандусов для людей в инвалидных колясках, какие технические характеристики обязательны для исполнения, рассмотрим детально.
Виды конструкций
Под пандусом подразумевается наклонная поверхность, предназначенная для перемещения людей с ограниченными способностями. В большинстве случаев конструкция имеет прямую траекторию подъема, гораздо реже встречаются винтовые экземпляры. Существуют две группы сооружений для вертикального перемещения инвалидов – съемные и несъемные. Последние, в свою очередь, подразделяются на стационарные и откидные.
Стационарный пандус для инвалидов обустраивается на входе в здания и прочие места общественного пользования (спуски в метро и переходы). Откидные модели чаще находятся в подъездах жилых домов, где отсутствует возможность установить стационарный пологий спуск для инвалидов.
Съемные пандусы не зафиксированы в одном месте, их монтаж осуществляется на временной основе по мере необходимости. После завершения эксплуатации съемные конструкции убираются в хранилище. Различают следующие типы съемных пандусов:
- Телескопические (раздвижные) модели. Длина универсальной конструкции легко регулируется.
- Основное предназначение рампы – преодоление инвалидом на коляске бордюр и порогов. Благодаря своей компактности они легко транспортируются.
- Ролл-пандус состоит из съемных секций, позволяющих изменять длину конструкции. В собранном положении он напоминает скрученный коврик. Использование в производстве изделия авиационного алюминия обеспечивает конструкции прочность и легкость.
Прежде чем приступать к обустройству пандуса, необходимо внимательно ознакомиться с требованиями, которые оговорены в СНиП и ГОСТ.
Нормативная документация
Безопасность и удобство передвижения является приоритетным направлением при установке пандуса. Для этого нормативной документацией разработаны требования, соблюдение которых обязательно при монтаже конструкции. К основным характеристикам пандуса относится:
- допустимый угол уклона;
- ширина и длина сооружения;
- размеры площадок для удобного подъезда инвалидных колясок;
- наличие поручней.
Эти и многие другие условия подробно изложены в СНиП и ГОСТ.
СНиП 35-01-2001
Требования СНиП касательно пандусов для инвалидов содержат следующие пункты:
- Максимальная высота подъемного сооружения (одного марша) не должна превышать 0,8 м. Угол наклона при этом должен быть меньше 8%. Если перепад высоты менее 0,2 м, допустимый уклон составляет 10 %.
- Для перемещения инвалида колясочника в одностороннем порядке ширина пандуса может быть 1,0 м, при необходимости организовать двустороннее движение ширина увеличивается до 1,8 м.
- Размер площадки для разворота инвалида на горизонтальном участке пандуса – не менее 1,5 м.
Кроме этого, СНиП регламентируется:
- Требования к материалу, из которого оборудуются пандусы. Нижний предел их огнестойкости составляет R60, для ограждающих элементов – R120.
- Оснащение конструкций выше 0,45 м поручнями. Высота ограждающих элементов – 0,7 и 0,9 м. Их размер превышает длину пандуса на 30 см с обеих сторон.
- На расстоянии 60 см перед наклонной поверхностью участок должен быть рифленый или обладать контрастной окраской.
Выполнение требований СНиП также предусматривает наличие вдоль пандуса бортиков высотой 5 см, чтобы предупредить соскальзывание трости ил ноги инвалида.
СП 59.13330
Свод правил 2012 г. является переработанной и измененной версией СНиП от 2001 г. В нем ужесточились требования по оборудованию пандусов для инвалидов колясочников. Ключевыми моментами, заслуживающими внимания, являются:
- Новые требования предусматривают уклон конструкции не более 5%. В предыдущей версии СНиП этот показатель составлял 8% (пропорция 1:12). Поэтому, если технический заказ не указывает на соблюдение требований СП 59.13330, руководствуются СНиП 2001 г., так как этот документ является приоритетным.
- Длина подъемного сооружения для инвалидов (одного марша) должна составлять не более 9,0 м.
- Ширина между поручнями не менее 0,9 м.
Внимание! Если общее расстояние для подъема инвалида превышает 36,0 м, или высота сооружения планируется более 3,0 м, следует позаботиться об установке подъемного устройства.
- Относительно горизонтальной площадки для разворота в коляске также существуют отличия от СНиП 2001 г. Минимальные размеры допускаются 1,5х1,5 м, расстояние между ограждающими поверхностями в зоне интенсивной эксплуатации составляет 2,1х2,1 м.
- Предусмотрено двустороннее ограждение пандусов поручнями. Расстояние от поверхности – 0,7 м или в пределах 0,85-0,92 м. При этом обязательно соблюдение требований ГОСТ Р 51261 относительно обустройства опорных конструкций стационарного типа.
Требования по обустройству площадок перед пандусами:
- Сооружение должно обладать навесом и водоотведением.
- При вероятности обледенения желательно обеспечить подогрев платформы.
- Минимальные размеры места разворота инвалида в коляске 2,0х1,4 м или 1,85х1,5 м (с учетом открытия дверей наружу).
ГОСТ Р 51261-99
Требования ГОСТ касаются обустройства пандуса поручнями. Их наличие обязательно, если высота сооружения выше 15 см, а горизонтальная наклонная поверхность превышает 1,8 м. Причем конструкция для инвалидов оборудуется поручнями с обеих сторон. Их размеры превышают наклонную плоскость по 300 мм с каждого края. Поручни должны обладать округлыми формами на конце или иметь прочное крепление к полу.
Существует и другая нормативная документация, предусматривающая ответственность за отказ в установке пандуса или его ненадлежащее обустройство. Основополагающим можно считать Постановление ГД РФ № 175 от 17.03.11 г., на базе которого регионы обязаны разработать собственный пакет законодательных актов, облегчающих процесс передвижения инвалидов.
Определение угла наклона
Правильный уклон пандуса – один из ключевых моментов обустройства удобного сооружения для инвалидов. Так как определение уклона в нормативных требованиях представлено различными способами, рассмотрим их подробнее:
- Уклон 1:12 свидетельствует о необходимости соблюдения следующей пропорции: горизонтальная проекция конструкции должна в 12 раз превышать высоту одного марша объекта. То есть для обеспечения передвижения инвалида на высоту 0,4 м, расстояние между началом и концом подъема должно составлять 0,4х12=4,8 м. Такие показатели изложены в СНиП 2001 г.
- При необходимости соблюдений требований СП от 2012 г, когда максимальный уклон выражается в пропорции 1:20, расчет производится следующим образом: 0,4х20=8 м. Причем это расстояние не учитывает размеры подъездных площадок для инвалидов в колясках.
- Уклон пандуса, выраженный в процентах, также определяет часть высоты конструкции от ее горизонтальной проекции. Норма 1:20 не что иное, как 5% уклона, соотношение 1:12 – это конструкция для инвалидов с уклоном 8%.
- Крайне редко угол уклона пандуса выражается в градусах ввиду непрактичности способа.
Несмотря на жесткие требования строительных правил, иногда разрешается нестандартный наклон. Он приемлем в следующих ситуациях:
- В случае временного обустройства пандуса (при ремонте или реконструкции здания), если его высота не превышает 0,5 м, а промежуток между площадками не более 6 м, уклон может быть 8% или 1:12, что эквивалентно 4,8о.
- Если высота сооружения не достигает 0,2 м, уклон допустим в пропорции 1:10, что составляет 10% или 5,7о.
Обобщение изложенных требований наглядно представлено в следующей таблице:
Особенности обустройства и эксплуатации
Обобщение требований по обустройству пандусов облегчит проектирование и монтаж удобных конструкций для перемещения инвалидов.
Сооружение, состоящее из двух аппарелей, пригодно для эксплуатации исключительно одним инвалидом, передвигающимся на коляске. Объясняется это просто. Промежуток между колеями рассчитывается исходя из расстояния между колесами на инвалидной коляске. В различных моделях промежуток отличается, следовательно, и ширина пандуса подбирается индивидуально. Оптимально, когда стационарное сооружение для подъема в общественных местах обладает сплошной поверхностью. При необходимости оставить проход из ступенек для лиц, помогающих передвигаться инвалиду, ширина швеллеров должна быть достаточной, чтобы подходить для различных моделей колясок.
При монтаже нескольких маршей пандуса, следует предусмотреть наличие достаточной ширины на горизонтальных площадках для комфортного разворота. Минимальные габариты составляют:
- ширина площадки – 1,85 м;
- глубина – 1,4 м (в случае открытия двери внутрь);
- при наружном открытии двери минимальный промежуток составляет 1,5 м.
Помимо условий по соблюдению уклона, ширины конструкции и оснащение ее поручнями, существуют и другие требования:
- Пандусы должны обладать прямой формой. Винтовая конструкция разрешается в исключительных ситуациях.
- Расстояние между площадками для отдыха не должно превышать 800 см.
- Минимальная грузоподъемность конструкции составляет 350 кг/м2.
- Предельная высота одного пролета – 80 см.
- При полном повороте винтовой конструкции минимальная ширина 200 см.
- Край сооружения оснащается бортиком высотой 5 см или металлической трубкой на расстоянии 10-15 см от поверхности.
Отдельного внимания заслуживают поручни на пандусе для инвалидов. Что следует знать в дополнение к изложенным ранее требованиям:
- для удобства передвижения поручни обладают округлой формой;
- диаметр трубы – от 3 до 5 см, оптимально – 4 см;
- расстояние между стеной и перилами: при ровной поверхности – 4,5 см, для шероховатой стены минимальное значение увеличивается до 6 см;
- промежуток между поручнями составляет от 0,9 до 1,0 м.
- начало и конец наклонной поверхности пандуса для инвалидов маркируется предупредительными линиями.
В исключительных случаях разрешается уклон 15%, предельно допустимое значение составляет 18%.
Заключение
Предоставить инвалидам условия для безопасного передвижения – обязанность лиц, ответственных за соблюдение требований законодательных актов по обустройству пандусов. Следует отметить, что согласие соседей на установку конструкции не требуется. При оснащении сооружения на улице важно предусмотреть отсутствие по пути следования рекламных баннеров и припаркованных машин.