Снегоуборщик для мотоблока своими руками
Содержание
Зима, как всегда, радует морозом и большим количеством снега, сугробами и переметами. Убирать руками все это белое великолепие довольно тяжело и долго, поэтому лучше возложить эти проблемы на снегоуборщик для мотоблока. Некомпактный и мощный агрегат, как никакой другой, лучше всего подходит для работ с легким и сыпучим материалом. Можно купить снегоуборочный модуль к мотоблоку, но интереснее попытаться сделать снегоуборщик для мотоблока своими руками.
Типичный вариант снегоуборщика для мотоблока
Чтобы понять, что собой представляет полноценный роторный вариант приставки для уборки снега, можно обратить внимание на снегоуборщик для мотоблока «Салют» (фото). По сути, это уменьшенная копия настоящего дорожного варианта снегоочистителя, используемого дорожными службами для борьбы со снегом.
В конструкции снегоуборщика заложено несколько основных технологических приемов борьбы со снегом:
- Забор и подрезка снега с дорожного полотна осуществляется наиболее рациональным способом – с помощью вращающегося роторного или шнекового ножа;
- Снимаемый слой снега не уплотняется перед мотоблоком в растущую кучу, а выбрасывается в сторону, поэтому снегоуборщик может двигаться по убираемому участку неограниченно долго;
- Задняя кромка щита снегоуборщика на мотоблоке подчищает остаток снежного покрова, пропущенного роторным механизмом.
Как изготовить снегоуборщик на мотоблок своими руками
Прежде чем строить снегоуборщик для мотоблока своими руками, все чертежи необходимо максимально детализировать, потому что даже самый простой вариант вращающегося ротора при большой мощности привода от мотоблока представляет определенную опасность для окружающих. Поэтому этот узел для снегоуборщика на базе мотоблока необходимо делать с максимальным уровнем качества.
Один из вариантов снегоуборщика на мотоблоке
Конструкция снегоуборщика определяется возможностями вашего мотоблока и способом отбора мощности от двигателя для привода ротора. В каждом конкретном случае необходимо принимать решение, как крепить и как приводить в движение ротор снегоуборщика на мотоблоке. Конструкция снегоуборщика получается очень прочной и надежной:
- Редуктор можно купить, обменять, найти на разборке старых агрегатов угловой редуктор с приводом от ременной передачи. В этом случае сам корпус редуктора будет исполнять роль промежуточного крепления снегоуборщика к мотоблоку;
- От мотора мотоблока с ременной передачей мощность передается на редуктор углового типа, и далее, сам ротор снегоуборщика будет приводиться в движение с помощью цепной передачи, как на фото;
- Корпус снегоуборщика имеет цилиндрический кожух синего цвета, в котором находится крыльчатка для выброса снега, собранного ротором снегоуборщика по вертикально отводной трубе. Корпус можно сварить из листовой стали, через дополнительные уголки соединить с угловым редуктором и, далее, – закрепить непосредственно на раме мотоблока.
Как видно из фото, кожух крыльчатки служит опорой для корпуса, в котором размещается собственно сам рабочий инструмент снегоуборщика. По краям защитного корпуса установлены два подшипника качения, на которых и вывешивается вал ротора.
Внутри цилиндрического кожуха крыльчатка для выброса снега установлена прямо на вал редуктора без дополнительных опор или подшипников. К задней стенке кожуха приваривается два стальных профиля шириной в 25-30 мм и одна боковая стойка из уголка. С помощью профиля и уголка вся конструкция снегоуборщика крепится к раме мотоблока болтовым соединением. Это позволяет получить очень прочное и надежное соединение, но серьезно увеличивает время установки снегоуборщика на мотоблок.
На левом приливе корпуса редуктора устанавливается ручной тормоз-блокиратор. В приподнятом положении ролик, установленный на ручке, натягивает ремень, идущий от шкива мотоблока к редукторному шкиву, и ротор снегоуборщика начинает вращение. При необходимости заблокировать работу снегоуборщика достаточно ослабить натяжение ремня.
К достоинствам относим очень неплохую производительность и возможность срезать снег и лед до самого асфальта. Сварная конструкция кожуха и корпуса позволяет выдерживать любые вибрации и нагрузки. Цепная передача с повышающим эффектом дает возможность эффективно резать снег и лед даже на относительно небольших оборотах. Но вариантов регулировки скорости вращения ротора в самодельном снегоуборщике немного, и зачастую они зависят от скорости движения мотоблока.
Вариант мощного снегоуборщика на основе китайского мотоблока
На начальном этапе необходимо изготовить кожух из листового металла, толщиной 1,5-2 мм. Кожух снегоуборщика собирается из трех основных частей – изогнутой центральной несущей части и двух боковых щек.
На щеках вырезают отверстия под вал ротора и устанавливают обоймы подшипников. Постели под подшипники изготавливают из двух алюминиевых половинок, которые соединяются между собой болтами.
Ротор устанавливается в корпус, вал фиксируется на боковых щеках в обоймах подшипников. Разборная конструкция дает возможность при необходимости легко демонтировать рабочий инструмент снегоуборщика на основе мотоблока.
При сборке корпуса рекомендуют использовать точечную сварку, так можно избежать деформации конструкции. Сваренную заготовку устанавливают на металлическую раму из стального профиля. К раме снегоуборочной машины кожух крепится на болтовом соединении.
В конструкции снегоуборочного агрегата используется довольно необычный подход. Мотор и часть несущей конструкции мотоблока без колес устанавливается на несущий каркас.Таким образом, вместо привычной колесной конструкции мотоблока получается лыжный вариант снегоуборщика, более легкий в управлении, но более тяжелый в переноске.
На вал отбора мощности мотоагрегата устанавливают выточенный из алюминиевой болванки шкив размером в 60 мм., аналогичный узел с увеличенным диаметром до 140 мм. устанавливают на вал ротора снегоуборщика. Если отбор мощности на мотоблоке организован с помощью шкива, то его лучше заменить образцом с меньшим диаметром ручья.Таким образом, даже на малых оборотах мотора мотоблока ротор будет работать очень эффективно.
Передняя часть рамы выполнена с приподнятой кромкой, что облегчит движение уборщика по утрамбованному снегу. К задней части крепят ручки и органы управления.
Самой сложной операцией считается изготовление ротора снегоуборочного устройства. Он собирается сваркой из нескольких профилированных полос металла, в центральной части обязательно устанавливаем опорную пластину ротора. Установленная пластинчатая опора не только удерживает рабочую кромку ротора в нужном положении, она еще играет роль крыльчатки, выбрасывающей снег по отводящей трубе вверх и в сторону.
На первом этапе полоски металла приваривают к центральной пластине и прихватывают на периферии, далее идет процесс балансировки. Чем точнее сбалансирован ротор, тем меньше вибраций передается через раму на двигатель. С другой стороны, вибрирующая стальная рама помогает в перемещении всей конструкции на снегу, поэтому, если не удается избавиться от вибраций, можно раму с силовой установкой разместить на смягчающих прокладках из мягкой резины.
На верхней части корпуса вырезается отверстие диаметром в 100-120 мм., поверх которого устанавливается отводная труба для выброса срезанного снега в сторону. Снегоуборочный агрегат получился очень низким и устойчивым, к недостаткам можно отнести необходимость перемещения всей конструкции мотоблока с насадкой только с помощью рук.
Заключение
Конструкция на основе китайского мотора получилась слегка перетяжеленной и менее мобильной. Кроме того, эффективность выброса снега из-под ротора уборщика в первой конструкции оказалась намного выше китайского варианта. Обе снегоуборочные конструкции на основе мотоагрегата можно назвать очень надежными и способными выполнять огромный объем работы.