Ремонт своими руками стиральной машины
Содержание
- Структура современной стиральной машины
- Что сломалось в стиральной машине Индезит
- Подготовка к ремонту
- Расшифровка кодировки ошибок, выдаваемых индикатором стиралки
- Простейшие случаи ремонта стиральной машины
- Вариант первый — блокировка насоса, не работает слив
- Вариант второй — выброс стирального порошка
- Вариант третий – нет электропитания
- Как и что можно ремонтировать в домашних условиях
- Ремонт платы автоматического управления стиральной машиной
- Реставрация барабана, подшипников, демпферов
- Реставрация электродвигателя, замена ТЭНа
- Как проверить датчик температуры
- Заключение
Выполнить ремонт своими руками стиральной машины несложно, если под рукой имеется слесарно-механическая мастерская с набором съемников, металлообрабатывающих станков, приспособлений для пайки и сварки металла. В противном случае придется проявить чудеса изобретательности и смекалки, чтобы устранить проблемы. Но, как показывает практика, даже в кустарных условиях стиральную машину можно успешно отремонтировать.
Структура современной стиральной машины
Функциональные узлы и основные детали бытовой стиралки всегда упрятаны в корпус из листового металла, так что, не имея на руках детальной схемы машины, разобраться в ее устройстве бывает достаточно сложно. Но не все так плохо. Большинство слесарей сервисной службы, имея в своем распоряжении тестер, схему или каталог, перечень кодировок неисправностей и минимальный набор инструментов, в 80% случаев успешно выполняют ремонт стиральных машинок автоматов на дому без транспортировки аппарата в мастерскую.
Конструкция стиральной машины состоит из семи базовых узлов:
- Привод, включающий в себя электродвигатель, ременную передачу, барабан с подшипниковыми опорами;
- Систему электрических водяных клапанов, соединенных патрубками и подключенных к электронному блоку управления стиральной машины;
- Плата автоматического управления с индикатором и ручками – кнопками настройки;
- Набор датчиков температуры, уровня воды;
- Мощный электронагреватель и двухпозиционный насос;
- Система балансировки и демфирования колебаний барабана стиральной машины;
- Корпус стиралки с загрузочным люком и системой подачи моющих средств.
Из списка можно сразу выбросить плату автоматического управления, датчики, некоторые модели электродвигателей и нагревателей. Электронику еще можно попытаться отремонтировать, остальные элементы привода и автоматики, вышедшие из строя, просто подлежат замене на аналоги.
Нередко после такого ремонта в оригинальной итальянской или немецкой стиральной машине половина деталей оказывается замененной дешевыми аналогами. В результате аппарат ломается чуть ли не каждый месяц. Поэтому при таком отношении со стороны сервисных служб имеет смысл заниматься ремонтными работами самостоятельно или требовать ремонта стиральных машинок на дому.
Что сломалось в стиральной машине Индезит
В линейке стиральных автоматов европейского производства машины бренда Индезит позиционируются в качестве качественных аппаратов средней сложности компоновки и восприимчивости к нештатным ситуациям. Большинство деталей и узлов стиральной машины изготавливают в рамках международной кооперации, поэтому в оригинальном, фирменном стиральном автомате можно встретить китайскую электропроводку, ненавидимую всеми ремонтниками в мире, неубиваемые корейские электродвигатели и фирменные итальянские клапаны, датчики, насосы.
Подобная интернациональная компоновка стиральной машины зачастую сбивает с толку в тех ситуациях, когда нужно подыскать равноценную запчасть или аналог, но чаще всего на ремонт своими руками стиральной машины Индезит данный факт особого влияния не оказывает.
Процедура ремонта стиральной машины всегда строится по одной и той же схеме:
- Читаем и запоминаем код ошибки, высвечивающийся на индикаторе автомата;
- Перегружаем аппарат, нажав на кнопку выключения или выдернув шнур из розетки. Перед тем как включить машину, нужно выждать не менее 30 сек.;
- Если проведенные процедуры не дают результата, и привести в чувство стиральную машину не удалось, отключаем электропитание и сливаем воду;
- Разблокируем загрузочный люк, снимаем облицовку и добираемся до узла, о неисправности которого сигнализировал индикатор;
- Заказываем неисправный узел по каталогу в интернет-магазине, устанавливаем деталь и проверяем работу стиральной машины.
Примерно в такой же последовательности можно выполнить своими руками ремонт стиральной машины аристон. Единственным существенным отличием будет наличие защитной автоматики блока управления, но его, как саму плату, лучше даже не пытаться подвергать ремонту в кустарных условиях.
Подготовка к ремонту
Прежде всего, необходимо обесточить стиральную машину и слить воду. Если автомат завис «намертво», и включить аварийный слив или режим промывки чистой водой нет возможности, можно сделать это вручную.
В нижней части лицевой панели с правой стороны расположен лючок, который необходимо открыть, отвернуть наконечник аварийного клапана и небольшими порциями по 100-200 г слить воду из рабочей камеры. После чего можно будет выдавить пробку, поднять отверткой фиксатор и разблокировать загрузочный люк.
Примерно 3-4 часа уйдет на то, чтобы окончательно просушить стиральную машину, прежде чем пытаться начинать ремонт аппарата своими руками.
Расшифровка кодировки ошибок, выдаваемых индикатором стиралки
Наиболее сложным этапом ремонта стиральной машины является поиск неисправности. В некоторых случаях диагностику удается сделать по отсутствию нагрева или неработающему электродвигателю, но чаще всего вывод о неисправности машины приходится делать по таблице расшифровки выданной автоматом пары чисел.
Неисправности под кодами 01-05, 07,08, 11, 16, 17 еще можно устранить своими руками, в остальных случаях ремонт машины связан с платой автоматики, поэтому шансов на успех не так много.
Простейшие случаи ремонта стиральной машины
Автоматическая многорежимная машина, по сути, является сложным электронно-механическим устройством. Чем больше деталей, тем больше шансов возникновения нештатных ситуаций. При этом уровень поломки может быть совсем незначительным, не требующим серьезного ремонта, тем более с привлечением специалистов из сервисной конторы.
Вариант первый — блокировка насоса, не работает слив
Ситуация с блокировкой насоса, как правило, связана с низким уровнем обслуживания стиральной машины, если откачка воды запускается, то серьезного ремонта не потребуется. На выходе из рабочей камеры стиральной машины всегда устанавливается фильтрующий сетчатый конус. В процессе эксплуатации на сетку собирается мусор, волокна, остатки не растворившегося стирального порошка.
Все это забивает и уменьшает просвет сливного патрубка. Естественно, насос работает с большой перегрузкой по току, и автоматика отключает его во избежание перегорания обмотки. Работы по ремонту машины сводятся к прочистке фильтра.
Более серьезная неисправность может быть связана с неправильной прокладкой сливного гофра. Случается, что грязь регулярно откладывается на стенках, что приводит к закупорке и остановке слива. Если вовремя не обратить внимания на сильно увеличенное время слива воды, то, возможно, придется отдавать в ремонт сгоревший насос стиральной машины.
Вариант второй — выброс стирального порошка
Во всех без исключения стиральных машинах используется система лифта, через который моющее средство и кондиционер попадают в рабочую камеру. При запуске машины автоматика открывает впускной клапан и разделяет поток воды на две части. Первая направляется прямиком в камеру, вторая — в лоток с порошком и смывает его в бак.
Определенное количество порошка может забрасываться в трубопровод и оставаться на стенках, превращаясь в нерастворимую каменистую пробку, перекрывающую поток воды. В этом случае вода бьет фонтаном через лоток лифта. Чтобы избежать серьезного ремонта машины, необходимо регулярно промывать сток или загружать моющее средство прямо в бак.
Вариант третий – нет электропитания
Подобная проблема чаще всего связана с перепадами напряжения в сети. Способ ремонта зависит от рода неисправности, которых может быть три:
- Стартовая кнопка вышла из строя. В современных стиральных машинах не используют механические кнопки, поэтому причина поломки всегда «лежит» на плате управления;
- Сгорел конденсатор или триод-регулятор напряжения на силовой плате;
- Сработал автомат защиты. Сегодня их можно найти только на старых моделях стиральных машин Индезит, на Аристонах их никогда не ставили.
В любом случае для ремонта придется вскрывать корпус. Кнопку и стабилизатор нужно будет перепаять на плате. В случае срабатывания автомата ремонт получается наиболее простым – достаточно вернуть рычаг в рабочее положение.
Как и что можно ремонтировать в домашних условиях
Разумеется, не всегда ремонт автоматической стиральной машины может быть выполнен в несколько простых манипуляций, примерно 40% от общего объема всех поломок связаны с катастрофическим износом узлов и агрегатов, и лишь в некоторых случаях с нарушениями правил эксплуатации.
Ремонт платы автоматического управления стиральной машиной
Чаще всего плата управления выходит из строя из-за ненадлежащих условий эксплуатации. Если машина расположена во влажном, невентилируемом помещении, то рано или поздно конденсат, выпадающий на плате, приведет к замыканию электрических цепей.
Ремонт в домашних условиях может быть самым простым. Плату высушивают на солнце или под лампой в течение 4-5 часов, несколько раз протирают салфеткой, пропитанной чистым спиртом, и повторно сушат на воздухе. Если электроника не восстановится, то единственным выходом будет покупка аналогичной детали по каталогу.
Реставрация барабана, подшипников, демпферов
За редким исключением, как, например, в отдельных сериях автоматов LG c прямым приводом, рабочий барабан устанавливается консольно на валу с двумя или четырьмя подшипниками.
Вращение от шкива электродвигателя на барабан передается ременной передачей. Если в процессе отжима появляется запах горелой резины, то стиральную машину необходимо срочно ставить на ремонт для замены ремня и регулировки системы натяжения.
В системе также используются несколько демпферов или подвесов, поглощающих большую часть энергии вибраций. Они первыми выходят из строя. Для ремонта достаточно снять пластиковые контрагайки и вывернуть оси. Если вовремя не выполнить ремонт подвесной системы, то очень быстро из строя выйдут подшипники и, возможно, сам барабан.
В Индезитах барабан и система подшипниковых опор представляют один узел, стоимость которого в несколько раз выше, чем у пары подвесов. Отремонтировать барабан можно и в домашних условиях, но для этого потребуется приспособление для распрессовки подшипников, и самое главное — барабан после ремонта нужно будет балансировать.
Некоторые умельцы умудряются обрезать вал с подшипниками, устанавливать новые сальники и приваривать к спинке барабана. Такой ремонт, возможно, оправдан для более дешевых моделей стиральных автоматов, но для хорошо скроенного и сделанного Индезита лучше купить и установить новый узел. Тем более что подобный ремонт продлевает жизнь стиральной машине максимум на полтора-два года.
Реставрация электродвигателя, замена ТЭНа
Один из наиболее нагруженных элементов стиральной машины – электродвигатель подвешивается на пружинных растяжках внутри корпуса, поэтому вибрации особо не влияют на его работоспособность.
Если стиральный автомат выпущен до 2005 г., то, вероятнее всего, в конструкции используется асинхронный тип двигателя. Простая и очень надежная конструкция гарантирует огромный срок службы. Потребность в ремонте может возникнуть вследствие прямого попадания воды на контактную пару или обмотку.
В современных моделях используются высокооборотные коллекторные двигатели, которые легко перегорают, особенно при сильном износе щеточного узла. В обоих случаях двигатель можно отдать на перемотку обмотки, такой ремонт обойдется вдвое дешевле покупки нового. Щетки на двигателе подлежат замене после 200-300 часов работы. Ремонт двигателей прямого привода в домашних условиях выполнить достаточно сложно из-за отсутствия специальных инструментов.
Перед тем как заменить щетки, необходимо выполнить ремонт контактной дорожки электродвигателя. Для этого ротор раскручивают электродрелью, а медную дорожку зачищают наждачной шкуркой нулевого класса.
Нагревательные элементы машины работают в сложных условиях, одновременно подвергаются коррозионному воздействию щелочной среды воды с моющими средствами и перегреваются из-за отложения накипи. Ремонт ТЭНа наиболее простой из всех узлов машины. Достаточно отвернуть контактную группу, снять гайки на крепеже ТЭНа и заменить нагреватель. Сопротивление нагревателя должно быть в пределах 25-35 Ом, если на поверхности глубокие следы коррозии, потребуется ремонт никелированием.
Как проверить датчик температуры
От правильного функционирования датчиков зависит стабильная и устойчивая работа стиральной машины. По показаниям датчиков плата управления выдает команды на включение-выключение насоса, нагревателя, привода барабана.
Проверка и ремонт большинства датчиков машины требует специального оборудования, исключение составляет датчик температуры. Ремонт датчика выполнить сложно, так как его конструкция представляет собой неразборную никелированную гильзу с выведенными контактами.
Гильзу извлекают из гнезда-прилива на нагревателе с помощью специального ключа. Если такового нет, то можно использовать петлю или пассатижи, обернутые мягким материалом. Иногда для извлечения требуется ослабить крепление фланца нагревателя.
Проверка сводится к измерению сопротивления в холодном и горячем состоянии. Если на холодном датчике внутреннее сопротивление составляет не менее 20 кОм, в горячем- 18 кОм, то ремонт этой детали стиральной машины не потребуется.
Заключение
Ремонт своими руками стиральной машины в значительной степени зависит от условий и интенсивности эксплуатации автомата. Своевременное обслуживание и регламент двигателя, привода и нагревателя дает возможность отодвинуть сроки капитального ремонта стиральной машины на 10 лет, вместо обычных 3-5 лет, входящих в гарантийный срок на аппарат. Стоимость регламентных работ, как правило, в 4-5 раз меньше капитального ремонта машины в специализированной мастерской.