Покрасочная камера в гараже своими руками
Содержание
Редко какой автомобиль проживает свой недолгий век без перекрашивания. Иномарки не китайского происхождения выдерживают 300- 400 тыс. пробега, машина отечественного автопрома попадает в покрасочную камеру примерно через 100- 150 тыс. км пробега. Способов восстановить лакокрасочное покрытие немного – отдать в фирменный сервис, воспользоваться услугами гаражных мастеров или сделать покрасочную камеру в гараже. Даже с учетом дополнительных затрат на аренду оборудования покрасочная камера в гараже своими руками обойдется значительно дешевле услуг маляров.
Из чего состоит покрасочная камера
Стоимость покраски может колебаться от 20 до 80 тыс. рублей, за такие деньги можно временно оборудовать свой гараж под малярный бокс. Даже с установленным оборудованием для покраски помещение не перестанет оставаться гаражом, и по окончании покрасочных работ можно легко восстановить прежний облик гаража.
Чтобы переоборудовать помещение гаража под покрасочную камеру своими руками, потребуется купить или взять в аренду следующее оборудование:
- Компрессор воздушный с рабочим давлением 8-12 ат с ресивером и отделителем воды и масла;
- Два вентилятора – приточный и надувающий;
- Комплект из четырех галогеновых прожекторов, по полтора киловатта каждый, или тепловую пушку;
- Систему тканевых фильтров;
- Три светодиодных светильника и шесть длинных люминесцентных ламп;
- Набор мерной пластиковой посуды;
- Армированную полипропиленовую пленку- полотно и крепеж.
Покраска кислородом дает неимоверно ровный и тонкий слой краски, даже без использования усилителей блеска, за счет высокой чистоты кислорода. Но риск очень велик, поэтому проще установить дополнительный фильтр и отделитель влаги, а блеск и глянец обеспечат качественный лак и добавки.
Как сделать покрасочную камеру
Сразу стоит оговориться, что покрасочная камера своими руками в гараже и перечисленный набор оборудования позволит покрасить «почти хорошо и качественно» максимум несколько машин. Для полупрофессионального или профессионального подхода уровень оборудования должен быть значительно выше как в части малярных инструментов, так и в плане переоборудования самой покрасочной камеры.
Переоборудование гаража в покрасочную камеру выполняется в три этапа:
- Устанавливается вытяжка в гараже;
- Отделываются стены, потолок, двери гаража защитными покрытиями и облицовкой;
- Монтируются нагревательные — сушильные приспособления.
Принцип работы камеры заключается в двух последовательных этапах – окрашивание деталей с помощью краскопульта и высушивание слоя краски или лака с помощью нагревательных устройств, например, галогеновых ламп или ТЭНов. Все, что не попало на окрашиваемую поверхность и повисло в атмосфере, необходимо аккуратно удалять из камеры, чтобы туман не оседал на зеркале краски. Приток воздуха должен идти сверху, и удаление загрязненного растворителем и краской воздушного потока через отверстия в полу или в нижней части стен гаража.
Обустройство помещения гаража под простую покрасочную камеру
Для покраски небольших кузовных деталей автомобиля, элементов мебели достаточно небольшой камеры, размерами примерно в половину гаража. Затрат на постройку такого покрасочного бокса уйдет на порядок меньше, чем для большого помещения. Для покраски кузова автомобиля объем камеры можно временно расширить до размеров всего гаража с установкой дополнительных светильников и нагревателей. Из-за малой мощности сушильного и вентиляционного оборудования производительность в покраске полноразмерных кузовных деталей будет меньше.
В отведенном под камеру пространстве гаража в первую очередь нужно убрать абсолютно все вещи и предметы, остается только голый пол, крыша и стены. Проще всего отделить пространство покрасочного бокса с помощью тента – занавеса из синтетической ткани из полиэфирных волокон. Такой тканевый барьер должен крепиться по периметру с помощью липучки или молнии, как на видео:
Для небольшой покрасочной камеры достаточно установить под потолком два приточных вентилятора. Чаще всего забор воздуха выполняется со второй половины гаража, он чище и теплее, чем уличный. Удаление загрязненного воздуха осуществляется с помощью такой же пары вентиляторов, но установленных внизу, на задней стенке, практически на полу гаража.
Для сушки окрашенной поверхности в небольшом объеме камеры лучше всего использовать мощные галогеновые лампы. Мощным потоком света очень легко высушить и нагреть подготовленную под покраску поверхность детали. После окрашивания вентиляцию можно установить на минимальную производительность, и визуально контролировать процесс сушки.
При отделке стен можно воспользоваться опытом, подсказывающим, чем обшить покрасочную камеру в гараже на видео:
Для горячей сушки с использованием ТЭНов лучше всего подойдет тонколистовой металл. Стены небольшой покрасочной камеры можно отделать цементно- песчаной штукатуркой, но перед покраской поверхность придется увлажнять из распылителя небольшим количеством воды. Штукатурка, как губка, свяжет пыль и воду, сделает стены условно «чистыми». Металл или плиты ОСБ очень хорошо собирают пыль, и удалить ее можно только пылесосом. Пластиковые панели из-за сильной электризации способны собрать в десять раз больше пыли, чем металл или дерево. Потолок необходимо зашить плитами ОСБ и заклеить отражающей полипропиленовой пленкой или алюминиевой фольгой.
В процессе покраски очень важно хорошо видеть, как ложится слой лака или краски, поэтому даже для маленькой камеры нужны как минимум три ряда светильников: ряд на высоте 60- 70 см от пола, верхний ряд светильников – на уровне 180- 200 см, и потолочное освещение. В среднем для покрасочной камеры из стандартного гаража необходимо 6- 10 люминесцентных светильников.
Устройство в гараже покрасочной камеры полупрофессионального уровня
Построить в гараже покрасочный бокс полупрофессионального качества обойдется дороже, но выполнить такое переоборудование значительно легче. Для этого можно не изобретать велосипед, а использовать традиционные и наиболее эффективные технические решения, например, как на видео:
Для бокса под покрасочную камеру можно выбрать любой гараж, от каркасного из сэндвич панелей до кирпичного или шлакоблочного.
Первым делом потребуется установить в гараже вентиляционное оборудование. Для вытяжной части потребуется смотровая яма, в которой будет установлен откачивающий вентилятор. Выхлоп от вентилятора в яме направляют по воздуховоду из листового металла в фильтрующий короб, после чего очищенный воздух направляется к приемному окну приточного вентилятора.
На поверхность бетонного пола гаража укладывается металлическая рама, сваренная из поперечных и продольных швеллеров с размером окна 50- 60 см, высота конструкции не более 15- 18 см. Поверх рамы потребуется уложить перфорированные стальные листы или толстую металлическую сетку. Щели в точках примыкания рамы к стенам гаража потребуется заделать герметиком и зашить жестью.
Таким образом, загрязненный воздух из покрасочной камеры, пыль и все, что попадает на пол, откачивается через сетку в полу вентиляционным устройством, расположенным в смотровой яме. На потолке гаража из гипсокартона и стального уголка собирается приточное окно вентиляции. Через него чистый воздух нагнетается в покрасочную камеру. Чтобы предупредить попадание пыли и грязи, плоскость окна затягивается мукомольной сеткой.
Стены и потолок гаража под покрасочную камеру обшивают тонколистовым металлом или композитным утеплителем из вспененного полиэтилена с алюминиевой фольгой. Такую облицовку достаточно просто убирать от загрязнений с помощью обычного моющего пылесоса. Вдоль стен гаража необходимо установить два ряда люминесцентных светильников. Для дополнительной подсветки можно использовать переносные фонари с галогенными лампами.
Если гараж окончательно «пожертвован» для обустройства покрасочной камеры, специалисты рекомендуют сменить секционные или распашные ворота на роллетные. Такая конструкция ворот лучше всего «держит» герметичность покрасочной камеры и практически не требует переделок для работы.
Основное оборудование — компрессор, ресивер и комплект фильтров, необходимо установить в отдельном помещении. В цепь с нагнетателем воздуха и ресиверным баллоном обязательно устанавливается система улавливания паров воды и масла. Фильтр для компрессора можно изготовить из обычной флизелиновой ткани в виде 3- 4 сеток, смонтированных в металлическом коробе.
Заключение
Стоимость переоборудования гаража в полноценную покрасочную камеру обойдется примерно в 1,5- 2 тыс. долл. без учета затрат на покупку компрессорного оборудования. Средний срок окупаемости на начальном этапе составит 7- 8 месяцев при уровне рентабельности в 10%. Мини-камера на пол гаража будет стоить до 800 долл. и может окупиться за 4- 5 месяцев, так как количество заказов на подетальную покраску примерно втрое выше заявок на полную перекраску автомобиля.