Баня как бизнес

Небывалая популярность парной в качестве места для отдыха и снятия стресса может стать хорошей основой для планирования и обустройства небольшой бани, как бизнеса. О том, насколько надежным и востребованным бывает банный бизнес, может рассказать история знаменитых Сандуновских бань. Сверхприбылей от сауны на начальном этапе ждать не приходится, но вложенный капитал наверняка окупится, если бизнес будет организован с ориентацией на своего клиента.

Баня как бизнес

Сауна как бизнес

Понятно, что баня, как и любое другое дело, ориентированное на получение дохода, остается достаточно рискованным предприятием. Придется одномоментно вкладывать немалые деньги, а риск промахнуться с клиентом существует всегда. Бизнес на бане — это не выпечка хлеба или продажа обуви, где прибыль невелика, но стабильна.

Банный бизнес напрямую связан с положительными эмоциями клиента. Поэтому заранее предугадать, будет ли рентабельной сауна, как бизнес, выгодно ли это в данных конкретных условиях, не возьмется даже самый опытный администратор.

Из практического опыта известно, что бизнес план бани можно составлять только в случае, если удалось решить две принципиально важные проблемы:

  • Удобное место в спальном районе города под проект общественной бани;
  • Обеспечение энергоресурсами, в первую очередь электроэнергией и водой.

Стоимость коммунальных платежей за аренду помещения, оплаты за потребленное тепло и воду остаются главной угрозой рентабельности общественной бани, как успешного бизнеса.

Совет! Перед тем как открыть сауну или баню с целью получения прибыли, будет правильным получить небольшой опыт функционирования бизнеса изнутри, с точки зрения администратора или управляющего.

Только так можно понять, куда уходят деньги, и чем планировка или организация работы банного комплекса, возможно, не устраивает клиентов.

Какой вариант бизнеса выбрать

Нельзя планировать будущее предприятие на абстрактном примере, это путь в никуда, и, скорее всего, такой бизнес на усредненной модели бани окажется заведомо проигрышным. В современном предпринимательстве нет универсальных моделей и проектов магазинов, кафе, СТО.

Баня как бизнес

Все они проектируются под конкретный тип клиентов, расположение заведения в городской черте, имеющиеся транспортные развязки и, главное, – спрос на тот или иной вид услуг. Банные заведения в этом смысле ничем не отличаются от остальной сферы услуг. Поэтому для начинающего предпринимателя лучше всего составлять бизнес план бани — сауны с привязкой к одной из типовых моделей парных заведений:

  • Проект общественной бани, рассчитанной на массового клиента. В таком бизнесе прибыль формируется за счет большого числа посетителей, при среднем уровне сервиса;
  • План построения бизнеса на бане с выраженными национальными чертами. Например, турецкая, финская или русская баня со всей атрибутикой и аксессуарами. Как правило, это дорогие заведения с кабинетной планировкой, без общественных парилок, бассейнов и моечных отделений;
  • Модель банного комплекса, оборудованного фитнесс-залом, бильярдом, тренажером и плавательным бассейном. Баня в таком комплексе остается всего лишь частью целого набора оздоровительных процедур;
  • Баня для отдыха и корпоративных мероприятий. Относительно новый тип бизнеса, активно переманивающего клиентов у кафе, ресторанов и ночных клубов.

Зарабатывать на банях можно и по индивидуальным бизнес планам. В последние годы массово развивается строительство и обслуживание индивидуальных квартирных бань. Бизнес план строительства домашних саун получается намного проще, прибыль может достигать 30% от стоимости объекта.

Бизнес план общественной бани

Наиболее сложным считается первый вариант, самый трудоемкий в организации и управлении бизнесом. Проблемный настолько, что многие предприниматели, планируя капиталовложения в общественную сауну, не ограничиваются составлением сметы или сбором отзывов о бане, выгодно ли это, как бизнес.

Баня как бизнес

Как правило, до принятия решения об открытии сауны будущие владельцы предпочитают заказать проект общественной бани с максимально подробным расчетом затрат на обеспечение энергоресурсами. Норма прибыли на одном клиенте невелика, в среднем не более 5-10%, поэтому рентабельным заведение будет только при большом количестве клиентов. Любая ошибка в расчетах, поднятие теплогенерирующей компанией цен на тепловую энергию могут сделать бизнес глубоко убыточным. Для примера можно рассмотреть проект общественной бани на 20-40 человек.

Баня как бизнес

Планирование бизнеса заведения

Для стабильной и рентабельной работы сауны-бани требуется загрузка не менее 70% численного состава. Так как статус заведения – общественная или народная баня, цена на билет не может быть большой. На посещение сауны отводится 2 часа, всего за смену 8 часов одна бизнес банька обеспечит помывку от 80 до 160 человек.

Баня как бизнес

В проекте бани предусматривается:

  • Две парилки – сауна на 9 м2 и русская парная – на 12 м2;
  • Раздевалка и предбанник общей площадью 30 м2;
  • Моечное отделение плюс два санузла – 30 м2.

Всего получается 80-90 м2 для 20 человек, или 180-200 м2 для проекта бани на 40 человек.

К сведению! Полученные расчеты по потребной площади зачастую используются при составлении оценочного бизнес плана в качестве основного аргумента для расчетов.

Считается, что на постройку 1 м2 потребуются капиталовложения на уровне 1000 долл. В данном случае обустройство бизнеса на основе общественной бани потребует до 180 тыс. долл.

Операционные затраты на работу бани

Это одноразовая инвестиция, и ее придется погашать в течение срока окупаемости бизнес – бани. Текущие расходы одного дня работы бани будут формироваться следующим образом:

  • Стоимость тепла, подведенного к парилке, сауне и моечному отделению. Общее энергопотребление для бани на 40 часов составит не менее 60 кВт/ч. При тарифе 5,38 руб. за кВт/ч за 8 часов смены получается 2510 руб.;
  • На то, чтобы организовать обслуживание 160 человек, будет достаточно двух человек персонала с дневной зарплатой 15-20 долл. Это еще 2760 руб. жалования без учета налогов и отчислений;
  • Затраты на воду. На 160 человек потребуется около 4 т воды на мытье и 800-900 л на санитарное обслуживание. Всего 680 руб.

Ну и, конечно, потребуется реклама, без нее даже самый лучший бизнес будет окупаться крайне медленно. Достаточно повесить недалеко от точки размещения парилки пару полноценных баннеров с указателями и коротким текстом — открываем сауну баню для общего пользования, лучшую в городе.

Баня как бизнес

В итоге получается, что расходы в течение одного дня работы бани по бизнес – плану составят 6900 руб. С учетом 20% налогов и 5% амортизационных отчислений выручка за день должна быть не меньше 8700 руб. Если за смену баню посетят 80-160 человек, то цена билета получается около 100 руб.

В 2018 г. посещение общественной бани в среднем стоило от 300 до 1000 руб. Бизнес получается высокоприбыльным. Большая часть выручки будет идти на погашение вложенных инвестиций. Одна общественная баня на 30-40 человек по бизнес плану будет приносить чистую прибыль 30-35 тыс. руб. Проект стоимостью 180 тыс. долл. окупится за один год.

Баня как бизнес

Бизнес план банного комплекса

При правильной постановке банного дела обязательно появятся свободные средства. Если место оказалось удачным, удалось сформировать у клиента позитивное отношение к банному заведению, именно как к образцу обслуживания и комфорта, то можно попробовать силы в организации целого комплекса.

Состав комплекса

В данном случае бизнес план подразумевает наличие в составе комплекса:

  • Нескольких типов парных, как минимум, сауны и русской парилки. Турецкие хамам и римские термы пользуются меньшей популярностью, поэтому строить их на этапе становления бизнеса не имеет смысла;
  • Массажный кабинет нужен в современной бане, как воздух, но его включение в состав бизнес – плана имеет смысл, только если на примете есть хороший специалист по лечебному и спортивному массажу;
  • Зал для лечебной ароматерапии строится, как самостоятельный раздел, а не дополнение к сауне или к русской бане. Примерно 30% клиентов не прочь использовать травы, и их продажа может стать неплохим самостоятельным бизнесом в банном комплексе;
  • Развлекательные залы – бильярд, пивной бар и видеозал. Все это может поместиться в одном крыле комплекса, но, чтобы быстрее вернуть вложенные средства, по бизнес – плану их достраивают и вводят в эксплуатацию только накануне определенных событий.

Баня как бизнес

Например, зону отдыха в бане можно спланировать и открыть перед чемпионатом мира или страны по футболу, или массовых корпоративных мероприятий накануне Нового года. В данном проекте банного комплекса уже потребуются не только бассейн и бильярдный стол, но и отдельное изолированное помещение для компании на 20-30 человек.

Баня как бизнес

Бизнес план русская баня

Если существуют сомнения в том, как нужно оформлять будущий проект, искать стиль и наполнение для банного комплекса, то лучше всего выбрать русский вариант парилки, отделку под бревенчатые стены с настоящей каменной печью.

Русскую баню очень любят и почитают за хороший оздоровительный эффект, поэтому бизнес на подобном решении никогда не будет убыточным при соблюдении двух условий. Деревянная облицовка парилки и стен бани быстро изнашивается и теряет внешний вид, поэтому раз в полгода древесину необходимо освежить, ее подвергают очистке, реставрации и восстановлению.

Баня как бизнес

Здание бани необходимо дополнять внешним бассейном или морозной купелью. Для этого оборудуется закрытая и огражденная территория, дополнительно ставят мангалы и камины. Бизнес на русской бане может приносить 700-800 тыс. долл. в год при начальных инвестициях от 400 тыс. долл. в первую часть проекта на 40 человек в день. Для полной отдачи бизнеса нужно, чтобы русскую баню посещали не меньше 100 человек в день.

Как открыть сауну с нуля

В первую очередь необходимо найти помещение для банного комплекса, лучше всего на стыке двух спальных микрорайонов. Самым желаемым местом считается парковая зона или двухэтажные помещения, расположенные вблизи торговых центров.

На ремонт и переоборудование первого этажа площадью в 130-150 м2 уйдет примерно до 50 тыс. долл. При этом лучше всего оформлять долгосрочную аренду или покупку помещения на одного собственника, и лишь затем регистрировать общество с ограниченной ответственностью с уставным фондом пока в 10 тыс. руб.

Баня как бизнес

Бизнес не терпит поспешных решений, поэтому, если средств на баню не хватает, можно сделать маленький вариант на половину или треть помещения. В остальном пространстве в ночное или утреннее время будут вестись строительные работы.

Для старта бизнеса потребуется оборудование:

  • Две печи. Дровяная каменка обойдется в 1800 долл., электрическая печка для сауны – в 1000 долл.;
  • Комплект материалов для парилки и сауны — 800-900 долл.;
  • Бойлер и душевые кабины – 1200 долл.;
  • Мебель для комнаты отдыха — 500 долл.

Примерно через восемь месяцев можно будет ввести в действие солярий и массажный кабинет, на это уйдет 7-8 тыс. дол. Большинство владельцев новых парных и бань предпочитают вместо солярия увеличивать уставный фонд и покупать лицензию на продажу спиртных напитков. Это поможет повысить рентабельность бизнеса на бане почти вдвое.

Баня как бизнес

Совет! Самое сложное в запуске банного бизнеса — это подбор персонала.

Авторитетный, умеющий контактировать с людьми администратор стоит огромных денег, поэтому набор команды необходимо начинать именно с него. А найдя такого человека, нужно всячески поощрять его профессионализм.

Баня как бизнес

Банный бизнес, отзывы владельцев

Было бы неправильным относиться к данному виду бизнеса, как легкому способу зарабатывания денег. Большинство владельцев сталкиваются с проблемами, решать которые можно, только имея закаленный характер и выдержку.

Алексей Семенович, владелец банного комплекса, 65 лет, г. Чита
В первое время в бане приходилось, что называется, жить, количество поломок оборудования после запуска превысило расчетные нормы в несколько раз. Потом закрепили за парилкой, печами и водоснабжением одного человека, которому выплачивались премии из фонда ремонтных работ. Уже через неделю поломки прекратились. Вложенные деньги окупаются не ранее, чем через 13-14 месяцев.
Александр Владимирович, банный комплекс «Русская Баня на воде», 48 лет, г. Белгород
Поначалу бизнес убивало межсезонное падение спроса. Летом клиентов было в 2-3 раза меньше, чем в зиму. Решили вопрос постройкой небольшой общественной бани по сниженному тарифу с открытым бассейном. В результате удалось поднять летнюю нагрузку до 70% от зимней.
Борис Иосифович, банный комплекс «Моя Баня», 52 года, г. Санкт-Петербург
Есть у бизнеса на бане две проблемы – повышенный расход тепла в зимнее время и беспредел чиновников. Первую решили установкой двух пеллетных котлов разной мощности. Вторую проблему, связанную с засильем «бесплатных» клиентов, решить можно, только закрыв заведение.

Заключение

Баня, как бизнес, имеет одну замечательную особенность, ее услуги будут востребованы в любых условиях, при любом кризисе. Доход может быть ниже или выше, это зависит от грамотного управления бизнесом, но ходить люди в баню будут всегда, поэтому спрос на горячий пар и оздоровительные процедуры в общественной парилке будет существовать еще много лет.

Обсудить статью на форуме
Рекомендуем
Добавить комментарий, отзыв

Adblock
detector