Баня как бизнес
Содержание
Небывалая популярность парной в качестве места для отдыха и снятия стресса может стать хорошей основой для планирования и обустройства небольшой бани, как бизнеса. О том, насколько надежным и востребованным бывает банный бизнес, может рассказать история знаменитых Сандуновских бань. Сверхприбылей от сауны на начальном этапе ждать не приходится, но вложенный капитал наверняка окупится, если бизнес будет организован с ориентацией на своего клиента.
Сауна как бизнес
Понятно, что баня, как и любое другое дело, ориентированное на получение дохода, остается достаточно рискованным предприятием. Придется одномоментно вкладывать немалые деньги, а риск промахнуться с клиентом существует всегда. Бизнес на бане — это не выпечка хлеба или продажа обуви, где прибыль невелика, но стабильна.
Банный бизнес напрямую связан с положительными эмоциями клиента. Поэтому заранее предугадать, будет ли рентабельной сауна, как бизнес, выгодно ли это в данных конкретных условиях, не возьмется даже самый опытный администратор.
Из практического опыта известно, что бизнес план бани можно составлять только в случае, если удалось решить две принципиально важные проблемы:
- Удобное место в спальном районе города под проект общественной бани;
- Обеспечение энергоресурсами, в первую очередь электроэнергией и водой.
Стоимость коммунальных платежей за аренду помещения, оплаты за потребленное тепло и воду остаются главной угрозой рентабельности общественной бани, как успешного бизнеса.
Только так можно понять, куда уходят деньги, и чем планировка или организация работы банного комплекса, возможно, не устраивает клиентов.
Какой вариант бизнеса выбрать
Нельзя планировать будущее предприятие на абстрактном примере, это путь в никуда, и, скорее всего, такой бизнес на усредненной модели бани окажется заведомо проигрышным. В современном предпринимательстве нет универсальных моделей и проектов магазинов, кафе, СТО.
Все они проектируются под конкретный тип клиентов, расположение заведения в городской черте, имеющиеся транспортные развязки и, главное, – спрос на тот или иной вид услуг. Банные заведения в этом смысле ничем не отличаются от остальной сферы услуг. Поэтому для начинающего предпринимателя лучше всего составлять бизнес план бани — сауны с привязкой к одной из типовых моделей парных заведений:
- Проект общественной бани, рассчитанной на массового клиента. В таком бизнесе прибыль формируется за счет большого числа посетителей, при среднем уровне сервиса;
- План построения бизнеса на бане с выраженными национальными чертами. Например, турецкая, финская или русская баня со всей атрибутикой и аксессуарами. Как правило, это дорогие заведения с кабинетной планировкой, без общественных парилок, бассейнов и моечных отделений;
- Модель банного комплекса, оборудованного фитнесс-залом, бильярдом, тренажером и плавательным бассейном. Баня в таком комплексе остается всего лишь частью целого набора оздоровительных процедур;
- Баня для отдыха и корпоративных мероприятий. Относительно новый тип бизнеса, активно переманивающего клиентов у кафе, ресторанов и ночных клубов.
Зарабатывать на банях можно и по индивидуальным бизнес планам. В последние годы массово развивается строительство и обслуживание индивидуальных квартирных бань. Бизнес план строительства домашних саун получается намного проще, прибыль может достигать 30% от стоимости объекта.
Бизнес план общественной бани
Наиболее сложным считается первый вариант, самый трудоемкий в организации и управлении бизнесом. Проблемный настолько, что многие предприниматели, планируя капиталовложения в общественную сауну, не ограничиваются составлением сметы или сбором отзывов о бане, выгодно ли это, как бизнес.
Как правило, до принятия решения об открытии сауны будущие владельцы предпочитают заказать проект общественной бани с максимально подробным расчетом затрат на обеспечение энергоресурсами. Норма прибыли на одном клиенте невелика, в среднем не более 5-10%, поэтому рентабельным заведение будет только при большом количестве клиентов. Любая ошибка в расчетах, поднятие теплогенерирующей компанией цен на тепловую энергию могут сделать бизнес глубоко убыточным. Для примера можно рассмотреть проект общественной бани на 20-40 человек.
Планирование бизнеса заведения
Для стабильной и рентабельной работы сауны-бани требуется загрузка не менее 70% численного состава. Так как статус заведения – общественная или народная баня, цена на билет не может быть большой. На посещение сауны отводится 2 часа, всего за смену 8 часов одна бизнес банька обеспечит помывку от 80 до 160 человек.
В проекте бани предусматривается:
- Две парилки – сауна на 9 м2 и русская парная – на 12 м2;
- Раздевалка и предбанник общей площадью 30 м2;
- Моечное отделение плюс два санузла – 30 м2.
Всего получается 80-90 м2 для 20 человек, или 180-200 м2 для проекта бани на 40 человек.
Считается, что на постройку 1 м2 потребуются капиталовложения на уровне 1000 долл. В данном случае обустройство бизнеса на основе общественной бани потребует до 180 тыс. долл.
Операционные затраты на работу бани
Это одноразовая инвестиция, и ее придется погашать в течение срока окупаемости бизнес – бани. Текущие расходы одного дня работы бани будут формироваться следующим образом:
- Стоимость тепла, подведенного к парилке, сауне и моечному отделению. Общее энергопотребление для бани на 40 часов составит не менее 60 кВт/ч. При тарифе 5,38 руб. за кВт/ч за 8 часов смены получается 2510 руб.;
- На то, чтобы организовать обслуживание 160 человек, будет достаточно двух человек персонала с дневной зарплатой 15-20 долл. Это еще 2760 руб. жалования без учета налогов и отчислений;
- Затраты на воду. На 160 человек потребуется около 4 т воды на мытье и 800-900 л на санитарное обслуживание. Всего 680 руб.
Ну и, конечно, потребуется реклама, без нее даже самый лучший бизнес будет окупаться крайне медленно. Достаточно повесить недалеко от точки размещения парилки пару полноценных баннеров с указателями и коротким текстом — открываем сауну баню для общего пользования, лучшую в городе.
В итоге получается, что расходы в течение одного дня работы бани по бизнес – плану составят 6900 руб. С учетом 20% налогов и 5% амортизационных отчислений выручка за день должна быть не меньше 8700 руб. Если за смену баню посетят 80-160 человек, то цена билета получается около 100 руб.
В 2018 г. посещение общественной бани в среднем стоило от 300 до 1000 руб. Бизнес получается высокоприбыльным. Большая часть выручки будет идти на погашение вложенных инвестиций. Одна общественная баня на 30-40 человек по бизнес плану будет приносить чистую прибыль 30-35 тыс. руб. Проект стоимостью 180 тыс. долл. окупится за один год.
Бизнес план банного комплекса
При правильной постановке банного дела обязательно появятся свободные средства. Если место оказалось удачным, удалось сформировать у клиента позитивное отношение к банному заведению, именно как к образцу обслуживания и комфорта, то можно попробовать силы в организации целого комплекса.
Состав комплекса
В данном случае бизнес план подразумевает наличие в составе комплекса:
- Нескольких типов парных, как минимум, сауны и русской парилки. Турецкие хамам и римские термы пользуются меньшей популярностью, поэтому строить их на этапе становления бизнеса не имеет смысла;
- Массажный кабинет нужен в современной бане, как воздух, но его включение в состав бизнес – плана имеет смысл, только если на примете есть хороший специалист по лечебному и спортивному массажу;
- Зал для лечебной ароматерапии строится, как самостоятельный раздел, а не дополнение к сауне или к русской бане. Примерно 30% клиентов не прочь использовать травы, и их продажа может стать неплохим самостоятельным бизнесом в банном комплексе;
- Развлекательные залы – бильярд, пивной бар и видеозал. Все это может поместиться в одном крыле комплекса, но, чтобы быстрее вернуть вложенные средства, по бизнес – плану их достраивают и вводят в эксплуатацию только накануне определенных событий.
Например, зону отдыха в бане можно спланировать и открыть перед чемпионатом мира или страны по футболу, или массовых корпоративных мероприятий накануне Нового года. В данном проекте банного комплекса уже потребуются не только бассейн и бильярдный стол, но и отдельное изолированное помещение для компании на 20-30 человек.
Бизнес план русская баня
Если существуют сомнения в том, как нужно оформлять будущий проект, искать стиль и наполнение для банного комплекса, то лучше всего выбрать русский вариант парилки, отделку под бревенчатые стены с настоящей каменной печью.
Русскую баню очень любят и почитают за хороший оздоровительный эффект, поэтому бизнес на подобном решении никогда не будет убыточным при соблюдении двух условий. Деревянная облицовка парилки и стен бани быстро изнашивается и теряет внешний вид, поэтому раз в полгода древесину необходимо освежить, ее подвергают очистке, реставрации и восстановлению.
Здание бани необходимо дополнять внешним бассейном или морозной купелью. Для этого оборудуется закрытая и огражденная территория, дополнительно ставят мангалы и камины. Бизнес на русской бане может приносить 700-800 тыс. долл. в год при начальных инвестициях от 400 тыс. долл. в первую часть проекта на 40 человек в день. Для полной отдачи бизнеса нужно, чтобы русскую баню посещали не меньше 100 человек в день.
Как открыть сауну с нуля
В первую очередь необходимо найти помещение для банного комплекса, лучше всего на стыке двух спальных микрорайонов. Самым желаемым местом считается парковая зона или двухэтажные помещения, расположенные вблизи торговых центров.
На ремонт и переоборудование первого этажа площадью в 130-150 м2 уйдет примерно до 50 тыс. долл. При этом лучше всего оформлять долгосрочную аренду или покупку помещения на одного собственника, и лишь затем регистрировать общество с ограниченной ответственностью с уставным фондом пока в 10 тыс. руб.
Бизнес не терпит поспешных решений, поэтому, если средств на баню не хватает, можно сделать маленький вариант на половину или треть помещения. В остальном пространстве в ночное или утреннее время будут вестись строительные работы.
Для старта бизнеса потребуется оборудование:
- Две печи. Дровяная каменка обойдется в 1800 долл., электрическая печка для сауны – в 1000 долл.;
- Комплект материалов для парилки и сауны — 800-900 долл.;
- Бойлер и душевые кабины – 1200 долл.;
- Мебель для комнаты отдыха — 500 долл.
Примерно через восемь месяцев можно будет ввести в действие солярий и массажный кабинет, на это уйдет 7-8 тыс. дол. Большинство владельцев новых парных и бань предпочитают вместо солярия увеличивать уставный фонд и покупать лицензию на продажу спиртных напитков. Это поможет повысить рентабельность бизнеса на бане почти вдвое.
Авторитетный, умеющий контактировать с людьми администратор стоит огромных денег, поэтому набор команды необходимо начинать именно с него. А найдя такого человека, нужно всячески поощрять его профессионализм.
Банный бизнес, отзывы владельцев
Было бы неправильным относиться к данному виду бизнеса, как легкому способу зарабатывания денег. Большинство владельцев сталкиваются с проблемами, решать которые можно, только имея закаленный характер и выдержку.
Заключение
Баня, как бизнес, имеет одну замечательную особенность, ее услуги будут востребованы в любых условиях, при любом кризисе. Доход может быть ниже или выше, это зависит от грамотного управления бизнесом, но ходить люди в баню будут всегда, поэтому спрос на горячий пар и оздоровительные процедуры в общественной парилке будет существовать еще много лет.