Что такое изразцы
Искусство отделки в столь важном деле, как постройка кирпичной печи или камина, до недавнего времени ассоциировалось с интересным видом облицовки, известным нам в виде изразцов для печи. Это вид облицовки для печи, объединяющий рисунок и керамику, в отдельных случаях не менее ценную, чем авторские гравюры и эстампы. До 1976 г даже существовал государственный стандарт на изразцы для камина или печи, каменок, любого кирпичного обогревательного устройства прямого нагрева. Изразцы для отделки печей выпускались небольшими партиями и долгое время относились к разновидности продукции народного творчества.
Для чего использовались изразцы
Большинство кирпичных печей и каминов в те времена были сложены из кирпича ручной формовки и в условиях жилого помещения требовали дополнительной отделки. С помощью облицовки печи изразцами решалось сразу несколько проблем:
- Внешний вид кирпичных стен облагораживался, выравнивалась геометрия и пропорции печи, она приобретала выразительность и индивидуальность;
- Огромное количество домашней и уличной пыли, имеющей свойство собираться на горячих поверхностях печи, довольно легко убиралось с гладкой поверхности изразцов;
- Снижалась температура поверхности печи, благодаря специфическому способу укладки изразцов любые трещины или высыпания швов были незаметны и не приводили к выбросу продуктов горения в помещение;
- При более низкой температуре поверхности облицованная изразцами стенка печи обладала более высокой теплоотдачей за счет хорошей скорости конвекции воздуха.
Обратная сторона имела внутренний бортик, высотой в 1-2 см, с помощью которого плитка крепилась на кирпичной поверхности печи. Такая конструкция называлась румпа. В различных вариантах исполнения бортик мог быть слегка наклоненным, с заокраиной или без нее, что облегчало установку декора на неровной поверхности кирпичной стенки печи. Квадратный контур румпы мог быть разделен на несколько секторов, что значительно увеличивало прочность и жесткость плитки.
Что представляли собой русские изразцы
Классический вариант изразца для печи представлял собой керамическую плитку с лицевой и изнаночной поверхностью. Благодаря большой толщине материала на лицевой поверхности чаще всего выполнялся рельефный рисунок с раскрашенными и глазированными эмалью узорами. Чем богаче и точнее рисунок, тем выше ценность керамики для отделки печи.
Особенной ценностью обладают старинные изразцы для печи известных русских мастеров. Многие из оригинальных авторских работ Ярославской и Суздальской школ мастеров, так же, как и голландские, португальские, итальянские, ценятся на уровне произведений искусства. Некоторые из рисунков старинных изразцов для печи существуют в единственном варианте.
Каждой из школ была присуща своя техника исполнения рельефа и рисунка:
- Суздальско-Владимировская техника обладала приемами формирования полупрозрачной эмали и глазури на поверхности рельефа, напоминающие итальянские майолики. В рисунках на керамике для печи, выполненных суздальскими ремесленниками, было всегда большое количество растений, диковинных птиц и животных, иногда вымышленных, но чаще из мира сказок;
- Ярославские печные изразцы чаще всего имели очень выразительную цветовую насыщенность, много цветов и растительного орнамента. Благодаря большому количеству желтых, зеленых, голубых красок облицовка печи выглядела необычайно колоритно;
- Работам Петергофской школы или, точнее, мастерам из Стрельни, присуще подражание стилю монохромного голландского пейзажа, изразцы для печи в сине-белом исполнении очень высокого качества прорисовки.
Наиболее известные виды изразцов
Расцвет культуры производства изразцов приходится на 17-18 век. Большинство работ голландских и португальских мастеров можно назвать одним словом – удивительными. Техника производства рельефного керамического рисунка для печи всегда дополнялась росписью. В некоторых случаях рисунок на изразцах был сам по себе произведением искусства. Учитывая тот факт, что роспись каждой плитки для облицовки печи выполнялась руками, оригинальных экземпляров из 200-300 плиток одной тематики, которую изготавливали очень маленькими партиями, сохранилось не так уж много.
Кроме голландских мастеров, можно отметить изразцы мастеров художественной керамики — итальянские майолики. Хорошо известны образцы керамики для печей, выполненные в конце XIX – в начале XX века в стиле шуанузри, имитирующих работы китайских художников на фарфоре.
Во многих случаях современное производство облицовки печей просто копирует рисунок и стиль работы с изразцами, популярными 200 и более лет тому назад.
Производство и укладка изразцов
Основным сырьем для производства изразцов служили глины с высоким содержанием углекислого кальция или, проще, – мела. В природных условиях месторождений глин с подходящим составом немного, поэтому сырье чаще всего готовили искусственным наполнением обычных глин большим количеством тонкомолотого песка, доломита, мела, полевого шпата. Размер частиц наполнителей не должен превышать микрона.
Главным моментом в подготовке любой глины является выравнивание содержания воды в глинистой массе. Для этого глина могла долго и тщательно перебиваться, нарезаться и вытягиваться в тонкие «колбаски». Через несколько часов механической обработки материал приобретал высокую пластичность и необходимую вязкость. Благодаря большому количеству пузырьков и пор вода при обжиге удалялась достаточно равномерно, без развития местных напряжений в материале керамики для облицовки печи.
Формовка изразцов
Чаще всего размеры плитки для печи оговаривались заказчиком. Сегодня каждый производитель может установить свой размер, но зачастую это 180х180, 230х230 или230х180, при толщине в 20 мм. Главное условие — все изразцы должны быть абсолютно одинакового размера, без искривления поверхности или торцов. Человеческий глаз легко улавливает разницу в 1,5-2 мм на ребре в 200 мм. Учитывая индивидуальность изразцов и высокую цену материала, одна плитка может легко испортить всю облицовку печи. Сейчас за одну плитку авторской работы некоторые фирмы просят до 2 тыс. руб.
При ручном способе изготовления изразцы производились с помощью гипсовых форм, в которые подготовленное сырье впрессовывали руками.
Рельеф рисунка выкладывается на заготовке из глины или формовочного материала с маленькой усадкой. Далее рисунок помещается в форму и заливается гипсовой смесью с повышенным временем застывания. Это позволяет избежать деформации оригинала. Далее застывшую гипсовую форму освобождают от исходника и подвергают тщательной очистке и полировке. Подготовленное сырье впрессовывается или вкатывается ручной качалкой так, чтобы мягкая глина полностью заполнила все детали и тонкие риски оттиска.
Гипс очень равномерно подсушивает заготовку будущего изразца. Другим способом получить подобный оттиск практически невозможно. Посушенная заготовка аккуратно отделяется от гипсовой матрицы и досушивается в специальных сушилках. После оттиска рисунок мог дополняться и дорисовываться красками. Реальный цвет на керамике мог проявиться после укладке на печи только по прошествию нескольких месяцев.
Обжиг изразцов выполняли при температуре в 1150-1200оС. После обжига изделия полностью расписывали и доводили до готового состояния, покрывали глазурным порошком и отправляли на стеклование. При высокой температуре порошок расплавлялся и превращался в тонкий, практически невидимый слой глазури.
Доводка и укладка
В румпе на этапе формования обязательно делали сквозное отверстие под стальной стержень, за который, собственно, и крепили изразцы к кирпичной поверхности. Нижние, цокольные ряды изразцов можно было уложить на стенке печи и на растворе. Самый под печи был относительно негорячим, поэтому риск осыпания или накола облицовочного слоя керамики был минимальным. На горячих поверхностях печи изразцы практически привязывались к уложенному кирпичу кладки с помощью стальной проволоки, затянутой по концам стального стержня. Иногда обратную поверхность изразцов приходится заполнять небольшим количеством раствора, чтобы зафиксировать стальной стержень в определенном положении. Обычно это происходит, если отверстия в румпе больше диаметра стержня.
Кладка изразцов всегда была очень длительным и кропотливым процессом. Чтобы получить ровную плоскость из десятков индивидуальных плиток, румпу или тыльную поверхность каждого изразца приходилось подрезать и подтачивать под место посадки на кирпичной стене.
Способ укладки на поверхности стен с помощью мягкой стальной проволоки был по-настоящему неудобен и требовал от мастера хороших навыков. Но к преимуществам подобных технологий можно отнести большую надежность крепления, и, кроме того, плитки не посыпятся при перегреве печи или осадке кладки.
Заключение
Сейчас изразцы практически всеми фирмами выпускаются в виде реплик или копий работ известных мастеров. Фактически речь идет об имитации ручных рисунков-миниатюр, выполненных талантливыми мастерами в 18-19 веке на десятках или сотнях изразцов. Ценность подобных работ высока, поэтому, даже при современных технологиях, стоимость отделки изразцами всегда будет расти, как растет по прошествию времени цена любой профессионально выполненной художественной работы.