Принудительная вентиляция в гараже
Содержание
Условия комфортной работы в гараже напрямую зависят от качества работы вентиляции. При этом правильно подобрать и настроить систему вентиляции в гараже не так просто, как может показаться на первый взгляд. При недостатке свежего воздуха человек будет испытывать дискомфорт, терять работоспособность, кроме того, из-за скопления и конденсации водяных паров отсыревает помещение, ржавеет металл. При избыточно мощной вентиляции гаража интенсивно уходит тепло, образуются сквозняки, овощи в подвале быстро теряют влагу, высыхают и приходят в негодность.
Что дает принудительная вентиляция в гараже
В большинстве случаев воздухообмен в помещении гаража обеспечивается стандартной системой приточных окошек и выводной вентиляционной трубы, разнесенных в разные углы помещения. Если высота трубы и положение на местности позволяет обеспечить приток воздуха в пределах двух- трехкратного обмена за час, этого вполне достаточно для нормального самочувствия при длительном пребывании в гараже.
При наличии остатков выхлопных газов от мотора, пользования электрическими инструментами или тяжелых физических работ производительность системы воздухообмена должна быть на порядок выше. В этом случае благодаря грамотно построенной системе принудительной вентиляции для гаража обеспечивается:
- Быстрый прогрев помещения, проветривание и ликвидация, в случае необходимости, загазованности внутри гаража, испарений бензина, нефтепродуктов, лакокрасочных материалов;
- Полноценное удаление влаги и конденсата, как с транспортного средства, так и с металлических конструкций гаража. Возможность быстро и эффективно высушить автомобиль после осенней или зимней поездки по соленой снежной каше на городских дорогах позволяет серьезно снизить риск коррозии;
- Точный подбор параметров и направления воздухообмена для подвального помещения и мест хранения овощей и фруктов.
Решение проблемы подвального помещения в гараже
В большинстве случаев вход в подвальное помещение выполняется из смотровой ямы. Практика показывает, что даже при наличии тщательно закрывающегося входа в подвал большое количество теплых водяных паров и углекислого газа просачивается наверх и конденсируется на металлических частях подвески и кузова автомобиля.
Чаще всего подобные проблемы возникают в осенне- зимний период, когда температура в неотапливаемом гараже ниже, чем в подвальном помещении. Достаточно один раз в течение недели открыть на 10- 15 минут дверь или люк подвала, чтобы скопившийся влажный теплый воздух поднялся в более холодное основное помещение гаража.
При этом сильно увеличивать вентиляцию подвала нельзя, за счет избытка холодного воздуха резко упадет температура и влажность внутри подвального помещения, а значит, овощи и фрукты быстро потеряют влагу и придут в негодность.
Справиться с проблемой можно только с помощью установки так называемой напорной вентиляции в гараже и дополнительных заборных отверстий непосредственно в смотровой яме или над входом в подвальное помещение.
Устройство вентиляции в гараже
В конструкции вентиляционных устройств принудительного воздухообмена нет ничего сложного. Но это не значит, что устанавливать электровентиляторы и каналы движения воздуха можно в совершенно произвольном порядке, по своему усмотрению, без анализа работы вентиляции в гараже. Если возникают проблемы с вентиляцией, чаще всего хозяева гаража идут по самому простому пути – устанавливают на входных или выходных окнах вентиляционных каналов осевые вентиляторы, и считается, что проблема решена. Но подобный подход не всегда является верным.
По сути, схема вентиляции должна удовлетворять нескольким основным требованиям:
- Обеспечивать работу системы в трех основных режимах: с максимально высокой производительностью, в режиме постоянного вентилирования на уровне, достаточном для длительного пребывания человека в гараже, и в минимальном режиме, когда из-за сильного мороза или ветра потребности в работе вентиляторов нет;
- Схема прокладки каналов и заборных отверстий должна обеспечить отбор использованного воздуха в наиболее ответственных и важных участках помещения;
- Вентиляция гаража должна работать с минимальным размером застойных зон, где нет хотя бы минимального движения воздуха.
Оптимальная схема приточной части вентиляции в гараже
Чтобы разобраться и понять, как правильно обустроить вентиляцию в своем гараже, достаточно проанализировать и сравнить приведенные схемы расположения приточных и вытяжных каналов.
Во-первых, забор воздуха выполняется с высоты не менее метра над уровнем грунта, чаще всего приемное отверстие вентканала представляет собой окошко, закрытое решеткой от проникновения грызунов. Если в такую вентиляцию не попадает дождевая вода, и ее не заносит снегом в зимнее время, то использовать низкое расположение заборника вентиляции в гараже вполне допустимо.
Более правильным будет вертикальное расположение приемной трубы на высоте не менее метра над уровнем грунта, закрытое сеткой и конусообразной насадкой от дождя. В этом случае минимизируется риск попадания выхлопных газов, пыли и воды, и тем самым уменьшается загрязнение каналов вентиляции и вероятность выхода из строя нагревательного элемента калорифера. Приточная вентиляция в гараже своими руками изготавливается без особых проблем, а загрязнение каналов становится значительно меньше.
Во-вторых, принудительная система вентиляции гаража, как правило, выполняется в разомкнутом виде – для одного- двухприточных окошек и четырех независимых точек отбора и удаления воздуха из помещения. В приточной части воздуховодный канал обычно разделяют на два рукава, один из патрубков соединяется с наружным воздухом напрямую, на втором вентканале устанавливают электрический тепловентилятор, используемый для отопления помещения.
Выпускная система вентиляции
Выхлопную часть вентиляции в гараже проектируют в виде четырех отдельных каналов, засасывающих воздух из помещения в четырех зонах:
- Над рабочим столом или верстаком, где выполняются основные работы по пайке, сварке, ремонту и механообработке, чаще всего это коробчатый тип заборника воздуха, напоминающий по устройству и комплектации кухонную вытяжку;
- Непосредственно перед автомобилем, под задней стенкой гаража, на расстоянии 20- 25 см над уровнем пола. Приемное отверстие воздухозаборника изготавливают в виде широкой и тонкой щели. С помощью этой точки вентиляции обеспечивается движение воздуха вокруг автомобиля и под его днищем. Такая вентиляция в гараже своими руками позволяет высушить автомобиль за 4- 5 часов;
- Одно окно вентиляционного канала располагают в наиболее высокой точке под потолком. В некоторых случаях входное отверстие вентиляционного канала частично соединяют с вентзазором между пленкой гидроизоляции и кровельным покрытием;
- Обязательно устанавливают приемное окно вытяжной системы вентиляции в смотровую яму или над входом в подвальное помещение.
Устройство узлов и элементов системы принудительной вентиляции
Конструктивно принудительная вентиляция состоит из нагнетающего и вытяжного вентиляторов и системы вентиляционных каналов.
Простые приточные или нагнетающие вентиляторы чаще всего монтируются непосредственно на стену, сразу за приемным всасывающим окном. Малая цена, небольшая потребляемая мощность и двухступенчатая регулировка производительности сделала подобный тип вентиляторов наиболее распространенным в организации систем принудительного воздухообмена в гараже. Более сложные конструкции, как правило, оснащаются пылесборником и влагоуловителем. Такие схемы приточных вентиляторов можно подключать к распределительному воздушному коллектору или отопительному прибору.
Если в системе воздухообмена используются вентиляционные каналы значительной протяженности, в качестве промежуточных и выхлопных вентиляторов чаще всего применяются канальные устройства, как на фото. Они просты и неприхотливы в использовании, при этом производительность осевых вентиляторов значительно выше, чем у центробежных конструкций.
Кроме вентиляторных приводов, в системах принудительного воздухообмена в гараже используются различного рода жалюзи и задвижки, позволяющие перекрывать сечение воздуховодного канала в соответствии с потребной производительностью вентиляции. Такие устройства устанавливаются на входных и всасывающих окнах, в зимнее время с помощью задвижек полностью перекрывают приток холодного воздуха вовнутрь гаража.
Каналы и воздуховоды изготавливают из пластиковых и алюминиевых труб, диаметром от 100 до 200 мм. Отдельные секции воздуховодов соединяются монтажными муфтами в виде коротких отрезков трубы с фиксацией мест соединения накидными петлями и стяжками. Зачастую для обустройства системы вентиляции своими руками используют обычные алюминиевые гофротрубы или даже пластиковые канализационные трубы. Они легкие и прочные, большое количество всевозможных уголков и поворотных элементов позволяет построить вентиляционный канал самой сложной конфигурации.
Заключение
Проще всего изготовить систему принудительной вентиляции своими руками из трех- четырех метров пластиковой трубы, канального вентилятора от кухонной вытяжки и вертикальной стальной или асбестовой вытяжной трубы. На входное отверстие устанавливается решетка- жалюзи с возможностью регулировки притока воздуха, а трубы и канальный вентилятор устанавливаются под потолком и подключаются к вытяжной трубе. Эффективность такой примитивной конструкции будет в разы выше обычной естественной системы вентиляции.