Байпас в системе отопления
Содержание
Что такое байпас
Точный перевод с английского простого термина «bypass» обозначает перенаправление в обход основной магистрали или трубопровода. Фактически это просто обводная труба, позволяющая обойти какой-то проблемный участок или узел. В системе отопления дома байпасная труба играет роль не менее важную, чем предохранительный клапан или батареи.
Зачем нужен обводная байпасная труба? Ремонт гидравлических узлов системы отопления всегда был сопряжен с большими вспомогательными работами, а ремонт отопления в зимний период зачастую превращался просто в пытку. Поэтому сервисные мастера, специализирующиеся в ремонте насосов и узлов системы отопления дома, рекомендуют использовать конструкцию для всех батарей и котла, если таковой в доме имеется.
Разновидности байпаса
Специалисты, используя термин байпас в отоплении дома, чаще всего подразумевают перемычку главного насоса системы индивидуального обогрева жилья. В реальности байпас используется немного шире в следующих вариантах:
- Перепускная труба, позволяющая отключить из гидравлического контура труб неработающий циркуляционный насос котла индивидуальной системы отопления;
- Устройство, дающее возможность вывести из системы отопления и не использовать при работающем отоплении любой узел системы – аккумулятор тепла, сушилки, батареи отопления.
В последнем случае прорыв свища на радиаторе может привести к затоплению соседей этажом ниже в многоквартирном доме. Байпасная магистраль, особенно в исполнении с обратным клапаном, позволит предотвратить большие неприятности.
Практические конструкции байпасной трубы
Несмотря на внешние различия, принцип и устройство байпаса практически идентичны, как для батареи центрального отопления в квартире, так и для электрического насоса, перекачивающего теплоноситель индивидуального отопления дома.
Как не замерзнуть при работающем индивидуальном отоплении
Первое назначение системы байпас в индивидуальном отоплении отнюдь не в повышении экономичности или эффективности отопительных приборов. Байпас, прежде всего, нужен для предупреждения выхода из строя индивидуального котла и разморозки батарей при отключении электроэнергии в следующих ситуациях.
Если у вас в индивидуальной системе отопления стоит малоинерционный котел на природном газе, его работа контролируется и обеспечивается газовой автоматикой и насосом прокачки теплоносителя. При отключении электроэнергии котел и насос остановятся, батареи будут остывать, вплоть до полного размораживания. При использовании твердого топлива остановка циркуляции грозит не только размораживанием радиаторов, а прежде всего перегревом или прогаром теплообменника котла, что нередко случается в условиях частного дома.
Установка байпасной магистрали с обратным клапаном позволяет организовать движение теплоносителя в системе отопления по принципу самотека, когда более тяжелый холодный теплоноситель вытеснял из теплообменника более легкий. Но для этого нужно, чтобы трубы, котел и батареи отопления были приспособлены для работы в условиях естественной циркуляции теплоносителя.
Как работает байпас в индивидуальном отоплении частного дома
Конструктивно байпасная система представляет: перепускную трубу с двумя ручными шаровыми клапанами, посадочным местом под циркуляционный насос и фильтром;
Устанавливается байпас непосредственно на патрубок для входа в котел холодной воды. В штатном режиме работы теплоноситель засасывается работающим циркуляционным насосом и выталкивается в котел для нагрева. При остановке мотора его крыльчатка создает сильное сопротивление потоку жидкости и в отдельных случаях способна даже закупорить трубу. Чтобы организовать полноценное протекание в ручном режиме, перекрываются краны, и поток теплоносителя направляется напрямую.
Для работы байпасного обвода и смены направления потока было бы достаточно одного крана. Чтобы получить возможность демонтировать главный насос, необходим второй кран, который также отсечет его от труб систем отопления.
К такой системе существует два основных требования:
- Установка магистрали с насосом в верхнем положении для уменьшения завоздушивания линии;
- Краны для переключения потоков жидкости и патрубки выбираются на четверть дюйма меньше диаметра основной обводной магистрали.
- Наличие в линии байпаса качественного фильтра для удаления ржавчины и загрязнений.
Автоматический байпас с шариковым обратным клапаном
В работе байпаса важным является своевременно выполнить переключение, зачастую от этого зависит работоспособность отопительного котла и всей системы. В отличие от байпасной схемы с ручным переключением, автоматический обратный клапан позволяет перенаправить поток за пару секунд. В обычном режиме напор жидкости на выходе из насоса прижимает шарик к седлу клапана, тем самым блокирует поток в обходном канале. При остановке насоса напор исчезает, и рабочий элемент обратного клапана освобождает обходную магистраль для движения жидкости самотеком.
Байпас в системе центрального отопления дома
Система обводного байпасного канала может быть полезной не только в системах индивидуального отопления. Установка прибора может быть выполнена как в двухтрубной, так и в однотрубной системах. Наиболее эффективным байпасная система будет в двухтрубной системе.
Кроме возможности ремонта батарей и всей арматуры системы отопления в доме, байпас позволяет довольно точно регулировать количество горячей воды, перепускаемой через радиатор. Подобные системы работают примерно по одной схеме, как для двухтрубных, так и для однотрубных линий центрального отопления. В современных двухтрубных системах отопления установка и применение байпаса является обязательным требованием СНиП отопления. Это делается для экономии горячей воды в системе отопления. При относительно высокой температуре воздуха на улице и работе батарей на полную мощность в помещении может возникнуть перегрев. Раньше избыток тепла ликвидировали с помощью открытых настежь окон, теперь с целью экономии ресурсов температуру батареи можно снижать байпасом.
К сожалению, подобная регулировка возможна только в одном направлении. Повысить температуру батареи байпасом практически невозможно. Поэтому для однотрубной системы ваша экономия на энергии позволит добавить тепла в квартирах на верхних и нижних этажах.
Байпасный обвод уже стал незаменимым для сушилок в ванных комнатах. В такие теплообменники энергии подается с избытком для поддержания надлежащего температурного режима, поэтому есть необходимость в ручной регулировке нагрева.
Байпасная конструкция позволяет довольно быстро и эффективно выполнять заполнение системы и удалять воздушные пробки.
Изготовить и установить байпасную трубу можно собственными силами. Обводную линию можно спаять из алюминий-пропиленовой или металлопластиковой труб, добавив пару тройников и кранов для горячей воды.
Общая оценка влияния байпаса на экономию энергии
Наличие байпасной системы в системе индивидуального отопления позволяет экономить электроэнергию, но способ экономии требует реализации специального режима работы циркуляционного насоса. В этом режиме насос включается на 30-60 сек на максимальной мощности. По достижении оптимальных 2-3 м/с мотор отключается, и теплоноситель движется по инерции еще 2-2,5 мин по обходной линии. Общие затраты электроэнергии на привод насоса уменьшаются на 40-50%.
Кроме экономии электроэнергии, котел с байпасной линией потребляет на 10% меньше газа.
Использование байпасной магистрали не является единственным способом организовать отопление в режиме самотека. Основной проблемой является устройство улитки центробежного насоса. В промышленных центробежных насосах уже довольно давно используется конструкция с дополнительным объемом улитки и утопленным рабочим колесом. Такая схема обладает минимальным сопротивлением потоку, и при остановке мотора поток жидкости протекает без потерь.
Заключение
Практичность и полезность байпасной конструкции подтверждена в десятках тысяч установленных приборов. Современные газовые и твердотопливные котлы в обязательном порядке оснащаются приборами обводной линии. Старые котлы переоборудуются с установкой байпасной магистрали, как изготовленной собственноручно, но чаще — промышленного изготовления, с сертифицированными клапаном и датчиком жидкости.