Тротуарная клинкерная брусчатка
Содержание
Виды дорожных покрытий давно вышли за пределы использования асфальта и бетона. Производители и дорожники сегодня свой взгляд бросают в прошлое, где когда-то использовался камень – долговечный и красивый материал. Каменная брусчатка – один из видов дорожного покрытия. Он на самом деле красив и долговечен в эксплуатации, но очень дорог, поэтому ему нашлась альтернатива – клинкерная брусчатка. Что это такое, как этот материал изготавливают, и как производится технология его укладки.
Что собой представляет брусчатка клинкерная
С внешнего вида это полнотелый кирпич прямоугольной, квадратной, фасонной или овальной формы. Первый вид очень похож на обычный стеновой кирпич. Поэтому очень часто брусчатку из клинкера называют тротуарным (дорожным, мостовым) клинкерным кирпичом.
Технология производства этого материала достаточно проста. Сырьем для клинкера выступает глина, которую формуют и обжигают при высоких температурах. Первыми тротуарный клинкерный кирпич стали выпускать голландцы, аж в далеком восемнадцатом веке. Кстати, и название клинкер пошло именно от них, что в переводе на русский язык означает «звенящий». Голландцы оказались большими оригиналами, до сих пор свою брусчатку они выпускают из болотной глины.
Удивителен тот факт, что в настоящее время производители очень внимательно относятся к сортировке глиняных масс. Все дело в том, что брусчатка, если необходим одинаковый цвет всех элементов, должна производиться из глины, которая получена из одного места. Если необходимо получить какой-то определенный цвет тротуарного материала, тогда несколько сортов глины смешиваются в определенных пропорциях. Процесс непростой, требующий знания и опыта. А так как сорта глины в разных регионах планеты сильно отличаются друг от друга, то производители на местах тщательно отбирают сырьевой материал.
Вот почему немецкая тротуарная клинкерная брусчатка считается самой качественной во всем мире. Глина, из которой ее производят, является однородной, пластичной и тугоплавкой (выдерживает температуру до 1580°).
Технология производства клинкерной брусчатки
Подготовительный процесс:
- Размельчение глины;
- Продавливание сухого сырья через валки;
- Удаление металлических вкраплений с помощью магнитов;
- Добавление воды.
Формовка производится по технологии экструзии. Глиняная масса под давлением пропускается через прямоугольное отверстие. При этом из глины выдавливается вода и воздух, то есть, снижается пористость материала, он становится плотнее. На выходе получается «колбаса» прямоугольного сечения, которую разрезают металлической струной по требуемым размерам. После чего полуготовый тротуарный материал поступает на сушку, которая производится при температуре +150°. Процесс длится два-три дня.
И последний этап технологии – обжиг. Для этого используется туннельная печь, в которой установлен конвейер. Брусчатка движется вдоль печи, в которой температура распределяется по участкам. То есть, вначале она в пределах 50°, далее повышается до необходимой, и в конце снижается опять до 50°. Процесс длится двое суток.
Как уже было сказано выше, цвет тротуарной клинкерной брусчатки добивается не за счет добавления пигментов, а за счет смешивания разных сортов глины, плюс изменения температурного и временного режима в процессе обжига кирпичей. Некоторые производители используют для окраса угольную пыль, а также добавляют в печь кислород.
Основными цветами и оттенками брусчатки являются красный, коричневый и желтый. На рынке можно встретить материал синего и фиолетового цвета. Такая цветовая гамма может достигаться и добавлением в сырьевой материал оксидов разных металлов. К примеру, оксид железа сделает брусчатку красного цвета, оксид алюминия желтого.
Классификация
Тротуарная брусчатка клинкерная делится по разным показателям. Но специалисты классифицируют ее по двум основным критериям: по назначению и по размерам и форме.
Деление по назначению.
- Для тротуаров. В этот тип входит брусчатка толщиною 42 мм.
- Для автомобильных дорог и стоянок. Здесь два типоразмера: 45 мм под легковые автомобили, 52-71 мм под многотонные авто (до 5 тонн).
- Газонный (щелевой) клинкерный кирпич. В его теле есть отверстия, через которые прорастает трава. Объем отверстий не должен превышать 45% от объема самого кирпича.
- Аква-транзит. Из самого названия становиться понятным, что эта брусчатка применяется для отвода воды с тротуарных площадей. В ее конструкции также присутствуют сквозные отверстия только небольшого диаметра.
- Так называемая тактильная брусчатка. На ее лицевой стороне есть фактурные выступы. Ее специально используют на дорожках, где часто прогуливаются слепые или плохо видящие люди.
По форме и размерам.
Самыми популярными видами здесь являются прямоугольная и квадратная. Их толщина варьируется в пределах 18-71 мм. У прямоугольной брусчатки соотношение сторон 2:1. Мозаичная брусчатка – это комплект из нескольких разных по форме блоков, которые между собой не соединяются, но в конечном итоге на площадке получается своеобразный рисунок.
Ригельный вид – это все тот же прямоугольник только в соотношении сторон, как 3:1 или 4:1. Половинчатая брусчатка — это опять прямоугольник только с фаской посередине, как бы разделяющей блок на две одинаковые части. Фасонные изделия – это клинкерная брусчатка овальной формы, многоугольной, ромбовидной и так далее.
Преимущества и недостатки
Начнем с достоинств.
- Высокая прочность брусчатки, которая выше бетонных изделий такогоже типа и толщины практически в два раза. Кстати, немецкая тротуарная брусчатка из клинкера выдерживает нагрузку до 2000 кг/см².
- Водопоглащение низкое. Этот показатель выше, чем у гранита и базальта. А это высокая морозостойкость, а значит, повышенный срок эксплуатации.
- Экологичность на самом высоком уровне, ведь кроме воды и глины в брусчатку больше ничего не добавляют.
- Распределение цвета на всю глубину тела глиняного материала, поэтому брусчатку можно укладывать и плашмя, и на ребро. В течение службы цвет не исчезает.
Теперь о недостатках.
- Достаточно высокая цена. К примеру, бетонная брусчатка стоит раз в пять дешевле.
- Узкий диапазон цветового оформления.
- Небольшой ассортимент в плане форм и размеров.
Технология укладки клинкерной брусчатки
Укладка клинкерной брусчатки практически ничем не отличается от технологии установки других дорожных и тротуарных материалов. Здесь необходимо очень тщательно подготовить основание, для чего используется песок. Так как уже было сказано выше, что брусчатка клинкерная может быть использована как покрытие тротуаров и дорог, то и отношение к толщине подушки должно быть разным.
- Под тротуары – 25 см.
- Под дороги и стоянки для легковых автомобилей – 40 см.
- Под дороги и стоянки тяжелых авто (более 5 тонн) – 1 м.
Назначение подстилающей подушки – смягчить удары и нагрузки, которые действуют на клинкерную брусчатку. Поэтому по месту сначала выкапывается котлован по размерам и форме дорожек или площадок, куда засыпается песок. Его надо обязательно утрамбовать до уровня ниже краев котлована. После чего засыпается так называемый дренирующий слой, который также трамбуется, выводя уровень до краев.
На песчаных грунтах рекомендуется под песок засыпать слой щебня толщиною 10-15 см.
Монтажный слой может быть, как песчаным, так и из влажных цементных растворов. Сухую цементную смесь использовать запрещено, потому что при соединении с водой в растворе начнутся химические процессы, негативно влияющие на качество укладки и на технические свойства самой клинкерной брусчатки.
Подушка готова, теперь надо выставить уровень, по которому будет производиться укладка тротуарного материала. Для этого используются нити, натянутые по строительному уровню. Их можно крепить к стенам близлежащих объектов или на вбитую в землю арматуру.
Укладка брусчатки начинается с угла площадки с заполнением порядно. Обязательно все элементы выставляются по строительному уровню, горизонтальность плоскости – важнейший критерий качества. Для подбивки кирпичей используется резиновый молоток.
Как только вся плоскость будет уложена, надо поверх клинкерной брусчатки засыпать цементный монтажный раствор, который равномерно распределяется по плоскости, засыпая собой зазоры между элементами. Теперь всю площадку можно залить водой и вычистить ее от остатков монтажной смеси.