Представление о магистральных трубопроводах и их особенностях
Для России разветвленная и бесперебойно действующая система трубопроводов различных назначений – необходимое условие как для развития экономики, так и для обеспечения уровня жизни в целом. По магистральным трубопроводам нефть и газ поступают от месторождений к перерабатывающим предприятиям, по трубам передаются продукты переработки, по трубопроводам жилые дома и предприятия получают воду и тепло – одним словом, функций масса, и без их надежного обеспечения представить полноценную жизнь просто невозможно.
Проектирование и строительство магистральных трубопроводов – сложнейшая инженерно-техническая задача. При решении которой необходимо учитывать множество важнейших факторов, сочетание которых диктует и выбор «трубного материала», и способ прокладки, и другие «решения на местности».
Современные трубы для трубопроводных систем изготавливаются из различных материалов. Классика жанра — разумеется, стальные трубы большого диаметра. Это высокая прочность, надежность и долговечность. При этом в ряде случаев эффективными оказываются и другие материалы: железобетон, бетон, различные полимерные материалы. Окончательный выбор материала определяется в том числе исходя из химической агрессивности транспортируемого вещества: от неагрессивного до сильноагрессивного.
Главный показатель магистрального трубопровода – рабочее давление, на которое он должен быть рассчитан. В магистральных трубопроводах первого класса оно составляет от 2,5 до 10 МПа и более.
Производительность магистрального трубопровода определяется рабочим давлением и диаметром. Для обеспечения максимальных значений используются трубы больших диаметров, от 530 мм и выше.
Основной способ прокладки магистральных трубопроводов – подземный, при котором трубы больших диаметров погружаются в землю на глубину, превышающую диаметр. При этом достигается максимальная механизация всех производимых работ, а непосредственно трубы не подвержены воздействию осадков и солнечного света и находятся в стабильных температурных условиях.
При этом подземная прокладка подходит не для всех видов грунтов. В таких случаях используются различные наземные технологии, специальные технологии используются и для «протягивания» магистрального трубопровода через водные преграды.
Также при проектировании и строительстве магистрального трубопровода необходимо учитывать наличие «на пути следования» автомобильных и железных дорог, высоковольтных линий электропередач и других инфраструктурных объектов. Экологическая безопасность – также одно из важных условий.
Строительство новых магистральных трубопроводов, постоянная модернизация и увеличение возможностей действующих – работа, которая, без преувеличения, активно идет сегодня по всей стране. Естественно, обеспечить строительство качественными комплектующими – задача общероссийского масштаба.
Выпуск стальных труб большого диаметра для строительства магистральных нефте- и газопроводов занимает заметную долю в продукции Загорского трубного завода. Так, выпускаемые подмосковным предприятием электросварные прямошовные трубы диаметром 530-1220 мм рассчитаны на давление до 11,8 МПа.